Путь последний, путь безвозвратный и воскресение: дороги души и тела в славянской погребальной обрядности. Часть вторая: путь души

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-1/210-225

Авторы

  • Мария Андрюнина Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

душа, тело, смерть, путь, похороны, переворачивание, поминки, реинкарнация

Аннотация

После распада единства тела и души с наступившей смертью, душа какое-то время находится рядом с телом, путешествует по мирозданию и посещает родное жилище, сперва находясь в нем постоянно, потом все реже возвращаясь в него, переходя на его периферию, все дальше переселяясь в иной мир, постепенно становясь одним из предков. Если путь тела на кладбище должен быть безвозвратным и окончательным, душа, наоборот, возвращается домой на поминки, где происходит раздел доли между живыми и умершими, поддерживается взаимовыгодное общение двух миров; она посещает близких по весне, когда души вместе с вернувшимися птицами и ожившими растениями наполняют природу. Окончательное возвращение души достигается ее переселением в новое живое существо, младенца, зверя, птицу или даже дерево. Именно этим различаются пути погребальной и поминальной обрядности, часто предназначенные для разных членов метафизического единства человеческого существа, тела и души.

Биография автора

  • Мария Андрюнина, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Андрюнина Мария Александровна — к. филол. н., научный сотрудник Отдела европейских исследований, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32а). Эл. почта: mary-andr@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Андрюнина М. А. Путь последний, путь безвозвратный и воскресение: дороги души и тела в славянской погребальной обрядности. Часть вторая: путь души // Вестник антропологии. 2025. № 1. C. 210–225.

    Статья подготовлена в рамках темы НИР Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. 

    Источники и научная литература
    1. БФЭЛА — Архив Белорусского фольклорно-этнолингвистического атласа. Рукопись. Минск.
    2. Булгаковский 1890 — Булгаковский Д. Г. Пинчуки: Этнографический сборник // Зап. ИРГО по отделению этнографии. Т. 13. Вып. 3. СПб., 1890.
    3. Вятский сборник 1994 — Вятский фольклор. Заговорное искусство / ред. А. Вылегжанин. Котельнич: Котельнический районный центр русской культуры Кировской области. Вятский региональный центр русской культуры, 1994. 145 с.
    4. Гнатюк 1912 — Гнатюк В. Похороннi звичаï й обрядi // Етноґрафiчний збiрник. Видає етноґрафична комiсiя наукового товариства iмени Шевченка. Т. XXXI–XXXII. У Львовi, 1912. 426 с.
    5. Никифоровский 1897 — Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах / собрал в Витебской Белоруссии Н. Я. Никифоровский. Витебск: Губернская Типо-Литография, 1897. 307 с.
    6. ПА — Институт славяноведения РАН. Полесский архив сектора этнолингвистики и фольклора. Рукопись. Москва.
    7. ПМА — Полевые материалы Андрюниной М. А. Рукопись. Москва.
    8. ППГ— Пахаванні, памiнкi, галашэннi / гал. рэд. А. С. Фядосик. Мiнск: Навука и тэхника, 1986. С. 614.
    9. РПП — Русские пословицы и поговорки / под ред. В. П. Аникина. М.: Художественная литература, 1988. 431 с.
    10. СД — Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1995–2012. Т. 1–5.
    11. СМЭС 1 — Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 1. Календарные обряды и песни / отв. ред. О. А. Пашина. М.: Индрик, 760 с.
    12. СМЭС 2 — Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т. 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи / отв. ред. О. А. Пашина, М. А. Енговатова. М.: Индрик, 2003. 548 с.
    13. ТМКБ 2 — Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. Т. 2. Вiцебскае Падзвiнне. Iдэя i агул. рэд. Т. Б. Варфаламеевай. Мiнск: Беларуская навука, 2004. 912 с.
    14. Толстая 2005 — Толстая С. М. Полесский народный календарь. М.: Индрик, 2005, 600 с.
    15. Чагин 1993 — Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX в. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1993. 183 с.
    16. Fischer 1921 — Fischer A. Zwyczaje pogrzebowe ludu polskiego. Lwów: Nakładem zakładu narodowego im. Ossolińskich, 1921. 439 s.
    17. Kolberg — Kolberg O. Dzieła wszystkie. Wrocław; Poznań, 1961–1985. T. l–60. T. 22: Łęczyckie. 1964; T. 27: Mazowsze. Cz. 4. 1964; T. 33: Chełmskie. Cz. 1. 1964; Т. 41: Mazowsze. Cz. 6. 1969; T. 49: Sanockie–Krośnieńskie. Cz. 1. 1974; T. 51: Sanockie–Krośnieńskie. Cz. 3. 1973.
    18. KPAE — Komentarze do Polskiego Atlasu Etnograficznego. T. 5. Zwyczaje, obrzędy i wierzenia pogrzebowe / pod redakcją naukową J. Bohdanowicza. Wrocław, 1999. 225 s.
    19. PAE — Polski atlas etnograficzny / Pod red. J. Gajka. Warszawa, 1964–1974. Z. 1–5. (Неопубл. тома, посвященные духовной культуре, хранятся в Архиве филиала Института истории материальной культуры (IHKM) во Вроцлаве).
    20. Sychta — Sychta B. Słownik gwar kaszubskich na tle kultury ludowej. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk, 1967–1976. T. 1–7.
    21. ZWAK — Zbiór wiadomości do antropologii krajowej. Kraków, 1877–1895. Т. 1–18.
    22. Анучин Д. Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда Археолого-этнографический этюд. М.: Тип. и словолит. О. О. Гербек, 1890. 146 с. (Древности. Труды Московского Археологического общества. Т. 14).
    23. Афанасьев А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачовым. Кн. 3. СПб.: в тип. II-го отделения собственной Е. И. В. канцелярии. 1861. С. 3–21.
    24. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., 1865–1869. Т. 1–3. Репринт. М.: Современный писатель, 1995. Т. 1. 411 с. Т. 2. 396 с. Т. 3. 414 с.
    25. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 188 с.
    26. Добровольская В. Е. Суеверные представления, связанные с переходом в мир мертвых. На материале регионов Русского Севера и Центральной России. // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции / отв. ред. А. С. Каргин. М.: [Государственный республиканский центр русского фольклора], 2005. Вып. 8. С.107–119.
    27. Завойко Г. К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // Этнографическое обозрение. 1914. № 3–4. Кн. 103–104. С. 81–178.
    28. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. Пер. с нем. К. Д. Цивиной. Примеч. Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович и К. В. Чистова. Послесл. К. В. Чистова. М.: Наука, 1991. 511 с.
    29. Конобродська В. Полiський поховальний i поминальнi обряди // Етнолiнгвiстичнi студiї. Т. 1. Житомир: Полiсся, 2007. 356 с.
    30. Кремлева И. А. Похоронно-поминальные обряды у русских: традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды / науч. ред. З. П. Соколова, И. А. Кремлева. М.: ИЭА РАН, 1993. С. 8–47.
    31. Кухаронак Т. I. Сямейная абраднасць беларусаỹ // Сям’я і сямейны быт беларусаỹ / В. К. Бандарчык, Г. М. Курыловіч, Л. В. Ракава і інш. Мн.: Навука і тэхніка, 1990. С. 189–249.
    32. Листова Т. А. Похоронно-поминальные обычаи русских (на материалах Псковской и Смоленской областей) // Похоронно-поминальные обычаи и обряды / науч. ред. З. П. Соколова, И. А. Кремлева. М.: ИЭА РАН, 1993. С. 48–83.
    33. Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 1993. 229 с.
    34. Невская Л. Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Структура текста / отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1980. С. 228–239.
    35. Невская Л. Г. Балто-славянское причитание: Реконструкция семантической структуры // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Невская. М.: Наука, 1990. C. 135–146.
    36. Плотникова А. А. Семантика «наоборот» в языке славянской похоронной обрядности // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Н. И. Толстого / отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 92–100.
    37. Седакова О. А. Тема «доли» в погребальном обряде (восточно-южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд / отв. ред. Вяч. Вс. Иванов, Л. Г. Невская. М.: Наука, 1990. С. 54–63.
    38. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с.
    39. Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: Индрик, 2008. 528 с.
    40. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с.
    41. Шеппинг Д. Р. Дохристианское воззрение человека на смерть и загробную жизнь. М.: Типо-литография Высочайше утвержденного т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1889. 28 с.
    42. Adamowski J. Kategoria przestrzeni w folklorze. Studium etnolingwistyczne. Lublin: Wydawn. Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 1999. 254 s.
    43. Biegeleisen H. Śmierć w obrzędach, zwyczajach i wierzeniach ludu polskiego. Warszawa: Dom Książki Polskiej Spółka AKC, 1930. 344 s.
    44. Dworakowski S. Zwyczaje rodzinne w powiecie Wysoko-Mazowieckim Nakł. Warszawa: Towarzystwa Naukowego Warszawskiego, 1935. 191 s.
    45. Kotula F. Z Sandomierskiej puszczy (gawędy kulturowo-obyczajowe). Kraków: Wydawnictwo literackie, 1962. 264 p.
    46. Skowronek I. Zwyczaje i obrzedy rodzinne // Monografia powiatu Myślenickiego. T. II. Kultura ludowa / red. naukowy R. Reinfuss. Kraków: Wydawnictwo literackie, 1970. S. 233–257.
    47. Stefaniuk M. Śmierć i pogrzeb u Polaków zamieszkujących rumuńską Bukowinę // Twórczość Ludowa. Kwartalnik stowarzyszenia twórców ludowych. R. XX. Nr. 1–4 (60). Lublin, 2005. S. 80–88.

Опубликован

15.03.2025

Выпуск

Раздел

Погребальная обрядность