Единобожие и многобожие в современном российском язычестве

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/245-258

Авторы

Ключевые слова:

неоязычество, монотеизм, политеизм, идеализм, Платон

Аннотация

Мировоззрение современных российских язычников основано на совмещении единобожия и многобожия. Боги считаются эманациями единого Бога, проявлениями его различных составляющих. Предполагается непознаваемость мира для субъективного человеческого восприятия. Рассмотренная мировоззренческая концепция является манифестацией идеализма Платона в современном мире. Формированию такой концепции способствует наличие в славянском языческом пантеоне единого Бога-Творца, создавшего мир (Род, Сварог). Также для обоснования концепции, объединяющей единобожие и многобожие, используются фольклорные тексты: образы «Стиха о Голубиной книге» и символ Мирового Древа. Установка на совмещение едино- и многобожия является ключевым компонентом мировоззренческой структуры современного язычества. Этот компонент обусловливает другие параметры: религиозную толерантность, установку на динамизм и осовременивание традиции, синкретичность мировоззрения некоторых язычников, стремление к осмыслению окружающего мира (в том числе через прямое знание), интерес к приметам и считыванию знаков, формирование специфической символики. Статья основана на полевом исследовании, проводившемся в 2023–2024 годах. В ходе исследования было взято 35 индивидуальных и групповых полустандартизованных глубинных интервью с язычниками; кроме того, посещались мероприятия языческой направленности (прежде всего, календарные обряды), происходило знакомство с неоязыческой литературой, публикациями специализированных СМИ и социальных сетей.

Биография автора

  • Дмитрий Громов, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Громов Дмитрий Вячеславович — д. и. н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32а). Эл. почта: gromovdv@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0443-8718

    Ссылка при цитировании: Громов Д. В. Единобожие и многобожие в современном российском язычестве // Вестник антропологии. 2025. № 3. С. 245–258.

    Исследование выполнено в рамках проекта «Неоязычество в Российской федерации» Программы научных исследований этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление российской идентичности, 2023–2025 гг.

    Научная литература

    Бесков А. А. Парадоксы русского неоязычества // Colloquium heptaplomeres: научный альманах. Вып. 1. Н. Новгород: НГПУ, 2014. С. 11–23.

    Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества: дисс. к. филос. наук: 09.00.06 — философия религии / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2000. 165 p.

    Гаппасова А. Г., Садыкова Т. М. Религиоведение: учебное пособие. Астана: Издательство КАТУ, 2018. 140 с.

    Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне исторические религии. Курс лекций. М.: Планета детей, 1997. 344 с.

    Кутарев О. В. «Союз Венедов»: история и воззрения славянской неоязыческой общины (1990–2017) // Colloquium heptaplomeres: научный альманах. Вып. 4. Н. Новгород: НГПУ, 2017. С. 66–72.

    Кутарев О. В. Характеристика Рода и Рожаниц в славянской мифологии: интерпретации Б. А. Рыбакова и его предшественников // Религиоведение. 2013. № 4. С. 170–177.

    Лемешева Е. М. Неоязыческие сообщества в современном российском обществе: социологический анализ. Дисс. канд. соц. наук. Автореферат. Саранск, 2014.

    Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.

    Немировская Л. З. Религиоведение. История религии: Учебное пособие. М.: РосНОУ, 2010. 368 с.

    Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 607 с.

    Смульский Е. В. К развитию вопроса о понятии «Неоязычество» // Colloquium heptaplomeres: научный альманах. Вып. 1. Н. Новгород: НГПУ, 2014. C. 24–33.

    Христианство: энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др.: В 3-х тт. Т. 3. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. 781 с.

    Шиженский Р. В. Концепт языческой ремифологизации (на примере «Знамений» общины Н.Н. Сперанского) // Colloquium heptaplomeres: научный альманах. Вып. 1. Н. Новгород: НГПУ, 2014. С. 96–100.

    Шиженский Р. В. Современное русское язычество: религиоведческая концептуализация. Дисс. д-ра филос. наук, спец.: 5.7.9 — Философия религии и религиоведение. Нижний Новгород, 2024.

    America’s Changing Religious Landscape // Pew Research Center. 2015. May 12. P. 159. RLS-08-26-full-report.pdf 

    Neo-paganism // Britannica Encyclopedia of World Religions / ed. by W. Doniger. Chicago: Encyclopedia Britannica Incorporated, 2006. P. 794–795.

    Pike S. M. Earthly Bodies, Magical Selves: Contemporary Pagans and the Search for Community. Los Angeles; London: University of California Press, 2001. 314 p.

    Strmiska M. F. Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives // Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives / ed. by M. F. Strmiska. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. P. 1–54.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Культы и верования