Артистические сообщества в современном мире: идентичность, неуверенность, надежда на будущее

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-1/38-52

Авторы

Ключевые слова:

артистические сообщества, представление, перформанс, этнография, социальные перемены, традиции, трансформация

Аннотация

В статье исследуется ряд традиционных артистических сообществ, чьи представления на публике являются важнейшим источником их дохода, а выступления имеют определенный этнокультурный контекст и по этой причине могут быть объектом антропологического исследования. Традиционные исполнительские, а во многих случаях также визуальные искусства и ремесла, ныне предмет гордости во многих странах мира, до недавнего времени были сферой занятия и работой во многом социально «низких», иногда маргинализированных сообществ и групп. Их профессии, часто наследственные и помещенные в рамки традиционного социального обмена, сети прав и обязанностей, зачастую оказывались ненадежными в плане жизнеобеспечения. С первой половины XX века повсеместно усиливается процесс социальных и культурных перемен; в том числе, искусство эмансипирует, а многие его формы и жанры становятся частью «высокой культуры». Ко многим традициям начинают применять обозначения «национального» и «классического», а также они становятся фактором развивающейся современной культуры. В то время как одни сегменты искусства кодифицируются, «застывают», образуя своеобразные «музеи искусства», «культурное наследие», и таким образом отчуждаются от породившей их среды, становятся объектом экзотизации, другие продолжают развиваться и меняться. В настоящее время ситуация с разными сообществами, социальными и этническими группами, практикующими исполнительское искусство, существенно различается. В то время как одни музыканты, танцоры, артисты, сказители, кукольники, мастера воинских искусств оказываются удачливыми в применении своего мастерства к нынешним обстоятельствам, выступают на разного рода фестивалях, другие артисты и их искусство сходит на нет и исчезают. Автор статьи использует данные своих многолетних полевых этнографических исследований, а также материалы дискуссий и докладов, представленных на организованной ею Секции «Артистические сообщества в современном мире: идентичность, неуверенность, надежда на будущее» в рамках Международного антропологического конгресса в Нью-Дели (Индия), октябрь 2023 г. Выявляются общие черты, точки сходства в идентичностях и современных жизненных стратегиях артистических сообществ. В статье также представлен этнографический материал, собранный автором в Гуджарате (Индия), среди артистического сообщества таргала, представляющего народный театр бхаваи. Статья написана на английском языке.

Биография автора

  • Светлана Рыжакова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Рыжакова Светлана Игоревна — д.и.н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32-А). Эл. почта: SRyzhakova@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8707-3231

    Ссылка при цитировании: Рыжакова С. И. Артистические сообщества в современном мире: идентичность, неуверенность, надежда на будущее // Вестник антропологии. 2025. № 1. C. 38–52 (на англ.яз.).

    *Статья публикуется в рамках темы НИР Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. 

    Источники и научная литература
    1. FM — Fieldwork material collected by the author; fieldwork data (observations, talks, and interviews) are fixed in the dairies.
    2. Brandon, J. R. 1993. The Cambridge Guide to Asian Theatre. Cambridge: Cambridge University Press. 253 p.
    3. Butler Schofield, K. 2023. Music and Musicians in Late Mughal India. Histories of the Ephemeral, 1748–1858. Cambridge: Cambridge University Press. 306 p.
    4. Chakravorty, P., and N. Gupta (eds.). 2010. Dance Matters. Performing India. New York, New Delhi: Routledge. 332 p.
    5. Chakravorty, P., and N. Gupta (eds.). 2018. Dance Matters Too. Markets, Memories, Identities. London, New York: Routledge. 338 p.
    6. Desai, S. R. 1972. Bhavāī. A Medieval Form of Ancient Indian Dramatic Art (Natya) as Prevalent in Gujarat. Ahmedabad: Gujarat Vidyapith. 648 p.
    7. Emigh, J. 2003. Bhavāi. South Asian Folklore: An Encyclopedia, ed. by M. A. Mills, P. J. Claus, S. Diamond. New York, London. 740 p.
    8. Gaston, A.-M. 1996. Bharata Natyam: From Temple to Theatre. New Delhi: Manohar. 403 p.
    9. Jhala, J. 2009. The Taragada Bhavaiya Contribution to the Making of Hindu Identity in Saurashtra. In Popular Culture in a Globalised India, ed. by M. Gokulsing, W. Dissanayake. London: Routledge. 69–81.
    10. Kirparam, B. (1901) 1988. Hindu Castes and Tribes of Gujarat. Vol. I. Ed. by J. Campbell (Originally published in 1901 as: Gazette of the Bombay Presidency. Vol. IX. Part I: Gujarat population: Hindus). Gurgaon. 594 p.
    11. Kothari, S. 1989. Kathak. Indian Classical Dance Art. New Delhi: Abhinav Publication. 234 p.
    12. Kramrisch, S. 1956. Artist, Patron and Public in India. The Journal of Asian Studies 15(3): 335–342.
    13. O’Shea, J. 2005. Rukmini Devi: Rethinking the Classical. In Rukmini Devi Arundale: A Visionary Architect of Indian Culture and the Performing Arts, ed by A. Meduri. New Delhi: Motilal Banarasidas. 225–245.
    14. Ryzhakova, S. 2024. Trance and Spirit-Possession: Reflections on the daivārādhanā Tradition of Tuḷunādu, India. In Ideas of Possession. Interdisciplinary and Transcultural Perspectives, ed. by N. M. Bauer, J. A. Doole. Oxford: Oxford University Press. 232–249.
    15. Sarkar Munshi, U., and S. Burridge (eds.). 2011. Traversing Tradition. Celebrating Dance in India. London, New York, New Delhi: Routledge. 348 p.
    16. Schechner, R. 1985. Between Theatre and Anthropology. Philadelphia: University of Pennsylvania Press. 342 p.
    17. Soneji, D. 2012. Unfinished Gestures. Devadasis, Memory, and Modernity in South India. Chicago: The University of Chicago Press. 312 p.
    18. Vatsyayan, K. 1998. The Crafting of Institutions. In Independent India: First Fifty Years, ed. by H. Karlekar. Delhi: Oxford University Press. 489–503.
    19. Walker, M. E. 2014. India’s Kathak Dance in Historical Perspective. Farnham: Ashgate Publishing. SOAS Musicology Series. 174 p.

Опубликован

15.03.2025

Выпуск

Раздел

Антропология артистических сообществ