С. А. Токарев о религии: изучение небесного и земного в советском контексте
10.33876/2311-0546/2024-4/79-93
Ключевые слова:
С. А. Токарев, советская историография, религия, этнография, дискуссияАннотация
С. А. Токарев писал на самые разные темы, но основным его научным интересом было изучение религии. Он был ученым своего времени, он был марксистом и подходил к анализу религии с материалистических позиций, но он никогда не отступал от строгой и последовательной логики, отнюдь не всегда принимая официальную точку зрения. Все это ярко проявилось в его позиции в дискуссии о религии, развернувшейся на страницах журнала «Советская этнография» в 1979–1981 гг. В статье, инициировавшей дискуссию, С. А. Токарев предлагал этнографам свое видение изучения религии, несколько выходившее за рамки идеологизированного официоза, и очерчивал предметные рамки именно этнографического подхода к религии. Он поставил вопросы, не совсем свойственные своему времени и находившиеся как бы слегка поверх идеологических ограничений, расширял значимую для этнографа проблематику, при этом вовсе не отрицал, а подчеркивал важность познания народных форм религиозности — основного в то время (наряду с изучением первобытных верований) направления в изучении религии этнографами. С. А. Токарев, один из основоположников советской этнографической школы и один из создателей системы вузовского этнографического образования в СССР, был ученым своей эпохи. Но труды таких ученых, как он, обеспечивали элементы преемственности со старой школой и не отгораживали непреодолимыми барьерами советскую гуманитарную науку от мировой. Фактически вопросы, поднимавшиеся С. А. Токаревым, созвучны и с современными задачами, которые стоят перед этнологическим/антропологическим изучением религии: религиозная идентичность и ее связь с другими видами культурной идентичности, религиозная конверсия и связанные с ней сдвиги в идентичности, разные проявления и новые формы религиозности, глобальные религиозные движения, сложности религиозной статистики, религиозное и секулярное.