Определение «индейца» и «индейского» в мексиканском интеллектуальном пространстве в первой половине XX в.
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/248-261
Аннотация
Национальный вопрос в постколониальных государствах представляет собой одну из центральных тем как политического, так и сугубо интеллектуального дискурса. Сложный этнический состав мексиканского общества шёл вразрез с политикой национальной унификации, проводимой мексиканским постреволюционным правительством. В настоящей статье рассматривается проблема «индейца» в работах мексиканских философов и антропологов начала – середины XX в., которые выработали основные подходы, характеризующие индейское население и его роль в построении мексиканского государства. В рамках методологии интеллектуальной истории, в частности анализа дискурсивных практик при определении «индейского» в мексиканском академическом поле, были выделены биологический (расовый), историко-культурный и психолингвистический подходы. Была прослежена трансформация представлений о месте индейца в обществе «нового типа» в работах ряда мексиканских авторов – А. Молины Энрикеса (теория расовой унификации), Х. Васконселоса (теория биологической и культурной метисации), М. Гамио (индихинисткий проект), А. Касо (интегралистский проект с сохранением некоторых элементов индейской идентичности). В результате проведенного исследования был сделан вывод о влиянии антропологического дискурса на государственную политику мексиканского государства по отношению к индейскому населению.