Сагры в Италии: современные экономические и социальные аспекты средневековой традиции
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/144-164
Ключевые слова:
Италия, торговля, исторические традиции, сагра, локальная алиментарная культура, социальные контакты, развитие туризма, новые экономические стратегииАннотация
Статья посвящена такому историческому, малоизученному в научном плане, но очень популярному в Италии феномену, как сагра. Речь идет о длящихся короткое время торговых фестивалях – «потомках» древнеримских, посвященных божествам празднеств. Связанные с обрядами плодородия, в контексте христианства они превратились в парохиальные торжества в честь локального святого-покровителя, а сегодня – в действа по промоушну и продаже одного конкретного, исторически производящегося в данной местности «монопродукта» – пищевого артефакта или алиментарного сырья. В отличие от других, сугубо торговых структур (магазинов, рынков и т.д.), сагра представляет собой комплексное начинание: сохраняя традиции праздника, сопряженного с народным гуляньем, фестивальным началом и культурной программой (манифестацией локального фольклора, выступлением музыкантов и т.д.), а также масштабным застольем, она является в первую очередь полноценной коммерческой инициативой. В статье рассматриваются различные аспекты функционирования сагр: традиционные их составляющие, факторы, обусловившие жизнеспособность и ренессанс этого феномена, особенности борьбы за его «чистоту», причины популярности у населения, а также редкие и наиболее распространенные формы самих мероприятий.