Единобожие и многобожие в современном российском язычестве
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/245-258
Ключевые слова:
неоязычество, монотеизм, политеизм, идеализм, ПлатонАннотация
Мировоззрение современных российских язычников основано на совмещении единобожия и многобожия. Боги считаются эманациями единого Бога, проявлениями его различных составляющих. Предполагается непознаваемость мира для субъективного человеческого восприятия. Рассмотренная мировоззренческая концепция является манифестацией идеализма Платона в современном мире. Формированию такой концепции способствует наличие в славянском языческом пантеоне единого Бога-Творца, создавшего мир (Род, Сварог). Также для обоснования концепции, объединяющей единобожие и многобожие, используются фольклорные тексты: образы «Стиха о Голубиной книге» и символ Мирового Древа. Установка на совмещение едино- и многобожия является ключевым компонентом мировоззренческой структуры современного язычества. Этот компонент обусловливает другие параметры: религиозную толерантность, установку на динамизм и осовременивание традиции, синкретичность мировоззрения некоторых язычников, стремление к осмыслению окружающего мира (в том числе через прямое знание), интерес к приметам и считыванию знаков, формирование специфической символики. Статья основана на полевом исследовании, проводившемся в 2023–2024 годах. В ходе исследования было взято 35 индивидуальных и групповых полустандартизованных глубинных интервью с язычниками; кроме того, посещались мероприятия языческой направленности (прежде всего, календарные обряды), происходило знакомство с неоязыческой литературой, публикациями специализированных СМИ и социальных сетей.



















