Сагры в Италии: современные экономические и социальные аспекты средневековой традиции

DOI: 10.33876/2311-0546/2023-3/144-164

Авторы

Ключевые слова:

Италия, торговля, исторические традиции, сагра, локальная алиментарная культура, социальные контакты, развитие туризма, новые экономические стратегии

Аннотация

Статья посвящена такому историческому, малоизученному в научном плане, но очень популярному в Италии феномену, как сагра. Речь идет о длящихся короткое время торговых фестивалях – «потомках» древнеримских, посвященных божествам празднеств. Связанные с обрядами плодородия, в контексте христианства они превратились в парохиальные торжества в честь локального святого-покровителя, а сегодня – в действа по промоушну и продаже одного конкретного, исторически производящегося в данной местности «монопродукта» – пищевого артефакта или алиментарного сырья. В отличие от других, сугубо торговых структур (магазинов, рынков и т.д.), сагра представляет собой комплексное начинание: сохраняя традиции праздника, сопряженного с народным гуляньем, фестивальным началом и культурной программой (манифестацией локального фольклора, выступлением музыкантов и т.д.), а также масштабным застольем, она является в первую очередь полноценной коммерческой инициативой. В статье рассматриваются различные аспекты функционирования сагр: традиционные их составляющие, факторы, обусловившие жизнеспособность и ренессанс этого феномена, особенности борьбы за его «чистоту», причины популярности у населения, а также редкие и наиболее распространенные формы самих мероприятий.

Биография автора

  • Оксана Фаис-Леутская, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

    Фаис-Леутская Оксана Давидовна — к. и. н., старший научный сотрудник Центра европейских исследований, Институт этнологии и антропологии РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32-А). Эл. почта: oxana-fais@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2757-2434

    Ссылка при цитировании: Фаис-Леутская О. Д. Сагры в Италии: современные экономические и социальные аспекты средневековой традиции // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 144–164.

Опубликован

09.09.2023

Выпуск

Раздел

Антропология торговли