Старообрядческий «Смеретный» комплекс из собрания Иркутского областного краеведческого музея: структура и символика
10.33876/2311-0546/2022-3/180-194
Ключевые слова:
старообрядчество, старообрядцы, семейские, Забайкалье, похоронная одежда, символика чиселАннотация
В статье раскрывается информационный потенциал такой уникальной части старообрядческой коллекции Иркутского областного краеведческого музея, как похоронный комплекс. Он включает в себя смеретную одёжу, домовину и другие атрибуты «собирания» усопшего, которые были привезены сотрудницей музея А. М. Поповой из экспедиций к семейским старообрядцам Забайкалья в 1924–1927 гг. Помимо состава комплекса, материала, цвета, техники создания и структуры его отдельных компонентов, особый интерес представляет используемая символика чисел, через которую проявилось
обращение к важнейшим христианским категориям. Ключом к этой символической системе является лестовка как старообрядческие моленные чётки, содержащие в себе основные числа (3, 4, 7, 9, 12, 17, 33, 40), которые сопровождают христианина при жизни и которые воспроизводятся при его переходе в мир иной. Структурный анализ предметов и использование метода аналогии показал, что практически все предметы, имеющие отношение к похоронам, в той или иной мере несут на себе отпечаток символики, в том числе численной. Последняя в большей мере проявилась в структуре кички
(головного убора), рубахи, сарафана, калишек (смеретной обуви). Также она предполагается в бытовании чулок и савана. Проведённое исследование позволяет сделать вывод, что в 1920‑е гг. у части семейских старообрядцев продолжало существовать подобное численно-символическое осмысление христианской доктрины и религиозного быта. Современные экспедиционные наблюдения говорят о том, что эволюция традиции в более позднее время формализовала этот подход и оставила только некоторые его элементы.