Рецензия на монографию: Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России / отв. ред. М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2021. 620 с.
DOI: 10.33876/2311-0546/2022-2/340-348
Ключевые слова:
рецензия, язык, идентичность, РоссияАннотация
В рецензии на коллективную монографию «Язык и идентичность: антропологическое исследование ситуации в России» дается весьма высокая оценка названного труда. Отмечается, что работа построена на основе результатов, полученных в ходе реализации единого проекта по изучению современной языковой ситуации, складывающейся в российских регионах. Общая методика изучения и инструментарий позволили осуществить качественный сравнительный анализ языковой ситуации во многих регионах. В рецензии высказано согласие с тезисом авторов теоретической части работы, что абсолютизация роли языка чаще всего связана с укоренившимися представлениями о неразрывной связи языка и этничности, а точнее – с характером этнической идентификации, поскольку язык рассматривается как главный этнодифференцирующий признак и в первую очередь самими языковедами, но также и широким кругом этнических активистов и других лиц, вовлеченных в практику сохранения культурного многообразия страны. Отмечено, что в монографии описаны разные ситуации и показано, что в ряде случаев язык меньшинственных групп обладает высокой степенью «витальности» (например, абазинский) и успешно функционирует, а в других существует реальная угроза вытеснения языков из сферы публичного применения. Но при всем многообразии языковых ситуаций, проанализированных авторами коллективной монографии, тенденции языкового развития в российских регионах имеют достаточно много сходства. Особо подчеркнуто, что в монографии обращено внимание на качество языковых уроков, их содержание, квалификацию и специфику подготовки учителей, осуществляющих преподавание языковых предметов, т.е. на те проблемы, которые имеют место повсеместно, но которые редко попадают в поле зрения исследователей. Здесь же обращено внимание на одну из важнейших проблем, связанной с мерами по сохранению и развитию языков меньшинств, а именно: имидж языка.