Национальные герои России в представлении учащихся школ и вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Кировской области

DOI: 10.33876/2311-0546/2022-2/42-53

Авторы

  • Зыкина Ольга Александровна Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН https://orcid.org/0000-0002-6752-6651

Ключевые слова:

национальные герои, нация-государство, историческая память, ценности, патриотизм, российская идентичность, учащиеся

Аннотация

Обращение к исторической памяти с целью выявления и анализа значимых для государственного строительства личностей позволяет, в том числе, судить о ключевых ориентирах, определяющих направления развития общества. За основу эмпирических данных были взяты результаты массового опроса, проведенного среди учащихся в Москве, Санкт-Петербурге и Кировской области в 2018–2019 гг. Одним из результатов текущего исследования стало создание списка персоналий, которых по мнению молодежи можно считать предметом гордости россиян. Среди названных героев в первую очередь упоминаются имена правителей российского государства с древности до наших дней – более половины респондентов отдает предпочтение именно этой категории деятелей. Относительно часто также звучат имена известных литераторов и военачальников. Столичная студенческая молодежь начинает обращать внимание на труд ученых и государственных деятелей, не обладающих наивысшими полномочиями. Сравнительный анализ ответов в зависимости от возрастной, гендерной, этнической и гражданской (включение себя в российскую общность) принадлежности учащихся свидетельствует о значимости этих параметров в ходе формирования исторической памяти и дает возможность показать ряд особенностей молодежного восприятия российской действительности.

Биография автора

  • Зыкина Ольга Александровна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН

    младший научный сотрудник отдела русского народа, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334, Москва, Ленинский пр., 32А). Эл. почта: ol_ya_z@mail.ru ORCID: 0000-0002-6752-6651

Опубликован

06.06.2022

Выпуск

Раздел

Историческая память и идентичность