Изменение отношения пациентов к здравоохранению, как результат пандемии COVID-19 в России
DOI: 10.33876/2311-0546/2022-1/174-192
Ключевые слова:
отношения врача и пациента, пандемия COVID-19, медицинская антропология, российское здравоохранениеАннотация
Взаимоотношения врача и пациента в истории современной России постоянно претерпевают изменения. Пандемия COVID-19, которая уже два года оказывает влияние на планету, преобразила самые разные сферы деятельности человека: экономику, политику, транспорт, социальную жизнь, торговлю, туризм и многое другое. Но больше всего пандемия, безусловно, отразилась на здравоохранении. За новостями о количестве заболевших, умерших, привитых следит весь мир. Медицина повсеместно стала главной темой обсуждения. А в фокусе внимания медицинских антропологов оказались люди, так или иначе столкнувшиеся с новой коронавирусной инфекцией. Благодаря развитию интернета мы получаем многочисленные свидетельства пациентов, ведущих в социальных сетях хронику своего пребывания в лечебных учреждениях, читаем об их опыте вызова врачей на дом, анализируем полученную информацию о заболевании, лечении, правилах и требованиях изоляции или ПЦР-тестирования. Врачи стали главными героями сегодняшнего дня. И если из года в год опросы показывали, что престиж и уважение врачебной профессии снижаются, то на фоне пандемии COVID-19 наметились некоторые изменения. В данной статье представлены результаты сравнительного анализа высказываний пациентов о состоянии современной российской медицины за год до и во время пандемии. Пациенты стали активнее хвалить врачей и с бόльшим уважением отзываться об их труде. Среди негативных отзывов все больше появляется личных историй об успешно проведенном лечении или положительном взаимодействии с системой здравоохранения.
Ссылка при цитировании: Вяткина Н.А. Изменение отношения пациентов к здравоохранению, как результат пандемии covid-19 в России // Вестник антропологии, 2022. № 1. С. 174–192.