Беломорские клейма
DOI: 10.33876/2311-0546/2022-1/150-160
Ключевые слова:
знаки собственности, охотничьи и рыболовные клейма, фигура ромба, деревянные кресты-иконки, Карельский берег Белого моряАннотация
Статья посвящена исследованию карсикко (от кар. karsia ‘обрубать ветки’, карзать) – деревьев-знаков, распространенных преимущественно в зоне северных хвойных лесов и имеющих разнообразные функции. В данном случае речь пойдет о клеймах, то есть о семейных и родовых знаках, применяемых в качестве знаков собственности и вырезаемых на деревьях, когда необходимо обозначить охотничью тропу (путик) с настороженными на ней силками или границу промысловых угодий отдельной семьи, родового коллектива. Кроме того, так могли отмечать деревья в местах ночевок в лесу или вблизи промысловых изб, на тонях, то есть местах вытягивания невода и т. д. Любой знак на дереве, как правило, имел помимо практического также и магическую, охранную функцию (ср. ночевка в лесу, в незнакомом месте, вдали от дома).
Статья, описывающая две поездки на побережье Белого моря, делится на две связанные между собой части, первая из которых посвящена непосредственно клеймам. Карельские клейма, о которых идет речь, практически не изучены: помимо одной статьи Д. Золотарева, приводящего материал с крайнего севера карельской территории, им не посвящено каких-либо научных работ. Знаки собственности несомненно имеют давнюю историю и неоднократно видоизменялись. Тем не менее, автор делает попытку сопоставить имеющиеся сведения и вывести некоторые закономерности относительно фигуры ромба, зафиксированной в клеймах на севере Карельского берега.
Второй сюжет касается обычая врезки в деревья медных складней и деревянных крестов-иконок (впрочем, крест могли просто вырезать в коре дерева), которые до середины XIX века изготовлялись в старообрядческом Даниловском скиту (Выгореция), и в крестьянской среде, помимо основного своего места на божнице в избе, выполняли в основном роль апотропея, охраняя развилки и перекрестки дорог и троп, границы поселений и другие средоточия «нечистой силы», нейтрализуя ее влияние на людей. Одним, а, может быть, и основным таким местом было кладбище, где как в деревья, так и в намогильные столбцы и кресты ранее врезались иконки с изображением креста и, чаще всего, с так называемой головой Адама на горе Голгофа, символизирующей первое с момента сотворения мира захоронение смертного человека. Следует заметить, что помимо иконок-крестиков (а в иных местах и икон с изображением одноименного с умершим святого) на намогильных сооружениях, а также рядом с могилами на деревьях могли вырезать родовой знак умершего с его персональным клеймом.
Ссылка при цитировании: Конкка А.П. Беломорские клейма // Вестник антропологии, 2022. № 1. С. 150–160.