«Раскрепощение женщины Востока» в 1920-е годы: Идеология, практика и кинематограф
DOI: 10.33876/2311-0546/2021-4/215-229
Ключевые слова:
Худжум, идеология, кинематограф, образ женщины, узбекское киноАннотация
В 1920-е годы советская власть предприняла серьёзную попытку деконструировать патриархальную идею женского подчинения и разорвать связи с архаичными традициями, веками бытовавшими на территории Средней Азии, расширить права и возможности женщин. Эта политика нашла свое отражение в движении Худжум, которое символизировалось сожжением лицевого покрывала – паранджи. Частью новой идеологии стали первые кинокартины (немое кино) Средней Азии, посвященные восточной женщине – традиционной и стремившейся к новой жизни. Поскольку женские образы служили олицетворением общественно-политических преобразований, изменения в их социальном положении напрямую связывались с художественной репрезентацией в кино. В этой связи, показательны узбекские фильмы 20-х годов («Мусульманка», «Вторая Жена», «Шакалы Равата», «Чадра», «Прокажённая» и др.) Автор показывает, что эти фильмы построены на принципах прямолинейной бинарной оппозиции (старое – новое, плохое – хорошее), сюжетной однотипности, ориентализме (все режиссеры – не местные), частичной мифологизации и заданном конструировании образов. Героини фильмов следуют по пути «освобождения» мусульманской женщины, не допускающего выбора.
Ссылка при цитировании: Хан О.В. «Раскрепощение женщины Востока» в 1920-е годы: Идеология, практика и кинематограф // Вестник антропологии, 2021. № 4. С. 215–229.