Театр как «образ жизни» человека с инвалидностью: антропологические наблюдения
DOI: 10.33876/2311-0546/2021-53-1/50-60
Ключевые слова:
исследования инвалидности, инвалидность, социальный театр, инклюзия, инклюзивное искусство, люди с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный театрАннотация
В статье на основании пилотного исследования методом кейс стади прослеживаются связи инвалидности с искусством: какой путь проходит человек с инвалидностью, стремясь к театральному творчеству? Ответ на этот вопрос строится через попытку рассмотреть жизнь человека с инвалидностью как своеобразную социальную драму, и увидеть то, какие трансформации происходят при взаимодействии реальных жизней с реальным театром. Контекст привычного нам театра смещается от формата выдуманных персонажей и их историй, упакованных в рамки воображаемого мира одного автора, в сторону персонажей, со-творящих художественный проект реалистичными деталями своих индивидуальных жизненных нарративов. Это становится возможным благодаря феномену социального театра. Он, как и его форма – инклюзивный театр, вмещает в себя, помимо эстетической составляющей, иную иерархию – горизонтальную, где каждый участник – творец на равных, имеющий свои зоны ответственности. Образ инклюзивного театра раскрывается на конкретном примере крупного российского проекта «Инклюзион», работающего в семи городах России. На Новосибирском кейсе этой сети театральных школ иллюстрируется, какие ценности позиционируются артистами с инвалидностью как те, что делают жизнь человека «наполненной», несмотря на «ограниченные возможности».
Ссылка при цитировании: Торлопова Л.А. Театр как «образ жизни» человека с инвалидностью: антропологические наблюдения // Вестник антропологии, 2021. № 1 (53). С. 50–60.