Осетины в Турции: традиционная пища как маркер идентичности

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/123-140

Авторы

  • Залина Канукова Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал ФГБУН Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»

Ключевые слова:

осетины, Турция, идентичность, традиционная пища, возрожденческие практики

Аннотация

Осетины в Турции за более чем полуторавековую историю диаспоральной жизни сформировали многоуровневую идентичность, составляющие которой (гражданская, общекавказская/черкесская, этническая и субэтническая) в совокупности определяют характер этнокультурных процессов, механизмы адаптации к инокультурному окружению, с одной стороны, сохранения и развития этничности, с другой. Актуальность исследования сложившейся системы определяется необходимостью понимания истории поэтапной инкорпорации осетин в принимающее общество, конструирования современной идентичности, определения перспектив национально-культурного развития и выявления диаспорального потенциала в консолидационных процессах. Этнологическое исследование осетин Турции будет способствовать переосмыслению некоторых устоявшихся, но требующих корректировки общих представлений о современной диаспоре. В статье основным и самым репрезентативным маркером различных составляющих идентичности осетин, проживающих в Турции, представляется традиционная пища как один из самых устойчивых элементов культуры народа, определяющий его этническое самосознание. Исследование основано на полевом материале, собранном автором в ходе комплексной фольклорно-этнографической экспедиции в места проживания осетин в Турции в 2015 году, который впервые вводится в научный оборот. В результате проведенного исследования определен традиционный осетинский комплекс блюд и продуктов, привезенный первопоселенцами, выявлено влияние черкесского культурного круга на пищу осетин и способы ее приготовления. Отмечено, что это влияние происходило в среде привилегированных сословий на исторической родине, а затем и в новых условиях диаспоры. Выявлены турецкие вкрапления в традиционную, в том числе обрядовую пищу. Современные процессы «обновления» этничности, которые переживают все кавказские диаспоры в Турции, нарастающий интерес к этнокультурным ценностям, активизация контактов с соотечественниками, вызвали возрожденческие инициативы и практики, анализ которых позволяет рассматривать традиционную пищу в качестве инновационного ресурса, активно используемого в реализации этнокультурных проектов.

Биография автора

  • Залина Канукова, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал ФГБУН Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук»

    Канукова Залина Владимировна — д. и. н., директор, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал ФГБУН Федерального научного центра «Владикавказский научный центр Российской академии наук» (Российская Федерация, 362040 Владикавказ, пр. Мира, 10). Эл. почта: z.kanukova@mai.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7353-4324l

    Ссылка при цитировании: Канукова З. В. Осетины в Турции: традиционная пища как маркер идентичности // Вестник антропологии. 2025. № 3. С. 123–140.

    Статья публикуется в рамках темы НИР Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Владикавказского научного центра РАН «Традиционная культура осетин в процессах общественного развития и этнокультурного взаимодействия».

    Научная литература

    Бирагова Б. М. Северокавказские диаспоры Турции в диаспоральной политике России: проблемы и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 12. С. 257–260. https://doi.org/10.34823/SGZ.2024.12.52062

    Гадиева А. Н. Осетинская диаспора в Турции: этносоциологический аспект. Автореферат диссертации кандидата соц. наук. М., 2002. 26 с.

    Дзагуров Г. А. Переселение горцев в Турции. Ростов-на-Дону: Севкавкнига, 1925. 202 с.

    Канукова З. В. Диаспора: функциональный анализ термина в российском историческом контексте // Вестник Владикавказского научного центра. 2011. Т. 11. № 4. С. 23–28.

    Канукова З. В. Традиция в современном осетинском обществе. Владикавказ: Ир, 2018.135 с.

    Кешева З. М. Национальная кухня кабардинцев как предмет брендирования // Вестник КБИГИ (KBIHR Bulletin). 2019. 2 (41). С. 54–60. https://doi.org/10.31007/2306-5826-2019-2-41-54-60

    Марзоев И. Т. Осетинские мухаджиры // Б. А. Алборов и проблемы кавказоведения. Материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2006. С. 302–310.

    Марзоев И. Т. Осетинская федеральная знать в системе взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII-начало XX в.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Москва, 2006а. 45 с.

    Марзоев И. Т. Турецкая ветвь фамилии баделят Кубатиевых // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2013. С. 153–159.

    Павловская А. В. Нужна ли нам наука о еде? // Еда и культура: Сборник статей. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015. С. 7–42.

    Сокаева Д. В., Бирагова Б. М. Этномаркеры духовной жизни осетин Турции: религиозный аспект // Прорывные научные исследования как двигатель науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 279–281.

    Сокаева Д. В. Мотивационная основа устных рассказов осетин Турции //ArmeniaArmenia. Caucaso e Asia Centrale. Venecija: Dipartimento di Studi sull'Asia e sull'Africa Mediterranea, Università Ca' Foscari Venezia Ca' Cappello, 2018. С. 155–162. https://doi.org/10.30687/978-88-6969-211-6/10

    Сокаева Д. В., Канукова З. В., Марзоев И. Б. Т., Дзапарова Е. Б., Дзлиева Д. М. Отчет об экспедиции СЩИГСИ в Турцию (этнография, фольклор, язык) в 2015 году// Известия СОИГСИ. 2015. № 18 (57). С. 145–151.

    Тотоев М. С. К вопросу о переселении осетин в Турцию (1859–1865) // Известия СОНИИ/ Т. ХIII. Вып. 1. Дзауджикау, 1948. С. 24–46.

    Уарзиати В. С. Избранные труды: Этнология. Культурология. Семиотика. Т. 2. Владикавказ: Абета, 2018. 637 с.

    Чочиев Г. В. Сведения турецкого этнографа Я. Калафата о народных верованиях сарыкамышских осетин // Известия СОИГСИ. 2007. № 1 (40). С. 193–200.

    Чочиев Г. В. Северокавказские села округа Токат глазами французского иезуита: княжеская свадьба и верситя "сагъæстæ" Темирболата Мамсурова // Известия СОИГСИ. 2016. № 21 (60) С. 121–141.

    Чочиев Г. В. Материалы полевых исследований Сулеймана Казмаза как источник по истории и этнографии турецких осетин // Инновационная наука. 2016а. № 12. Ч. 4. С. 138–140.

    Чочиев Г. В. Несколько османских документов о поселении осетин в Анатолии // Известия СОИГСИ. 2017. № 23 (62). С. 67–74. https://doi.org/10.23671/VNC.2017.62.9729

    Чочиев Г. В. Брачно-свадебная обрядность сарыкамышских осетин глазами турецкого этнографа Сулеймана Казмаза (первая половина ХХ в.) // Вестник Владикавказского научного центра. 2022. Т. 22. № 4. С. 57–61. https://doi.org/10.46698/VNC.2022.19.92.001

    Чочиев Г. В. Повседневный быт и историческая память жителей осетинских сел округа Сарыкамыш по дневникам Сулеймана Казмаза 1940-1941 гг. // Вестник Владикавказского научного центра. 2023. Т. 23. № 3. С. 36–48. https://doi.org/10.46698/VNC.2023.96.86.001

    Чочиев Г. В. Взаимоотношения между Османской империей и народами Северного Кавказа в середине XV - середине  XIX в. (краткий очерк) // Известия СОИГСИ. 2023а. № 49 (88). С. 5–19. https://doi.org/10.46698/VNC.2023.88.49.015

    Andrews P. A. (compl. a. ed.), Benningshaus R. (assist.). Ethnic Groups in the Republic of Turkey. Wiesbaden: Reichert, Cop., 1989. 659 p.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Традиции и современность