Конструируя эпоху: музей вождя, музей тирана, музей народа в Гирокастре, Албания

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-3/30-48

Авторы

  • Александр Новик Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Ключевые слова:

музей, албанцы, идеология и экспозиция, конструирование истории, Энвер Ходжа, коммерциализация традиционной культуры

Аннотация

В работе в парадигме антропологии анализируется происходящая в наше время трансформация форм и презентации традиционной культуры, традиционного уклада жизни и семейных ценностей на примере Албании, пережившей за последнее столетие радикальную смену нескольких общественно-политических, экономических и идеологических формаций. В качестве кейса выбран Этнографический музей в Гирокастре, родном городе коммунистического лидера страны Энвера Ходжи (1908–1985). Интерес к данной проблематике продиктован возрастающей ролью антропологии музейного дела, фокусирующейся в наши дни на процессах управления восприятием прошлого через артефакты и коллективную память с привлечением методик и подходов, принятых как для изучения традиционных обществ, так и для инновационных стратегий конструирования общественного сознания и навязывания актуальных для местных элит на данный момент идеологем. На протяжении пары последних столетий основными местами соприкосновения с прошлым в большинстве регионов Европы были музейные пространства, не потерявшие своей важности до наших дней. В Албании, значительно отстававшей от остальной Европы в экономическом плане, развитие музейного дела стало развиваться позже, лишь в середине ХХ в. И в музейные пространства здесь были превращены прежде всего локусы, имевшие отношение к «признанным» лидерам страны, будь то замок Скандербега (XV в.) в Круе или дом семьи Ходжи в Гирокастре. Расширяющиеся связи с миром, глобализация информационного пространства, развитие туризма способствовали появлению новых форм «реализации» этнографических знаний и музейных услуг — прежде всего через гибкое конструирование истории, индустрию реплик музейных артефактов и пр. Предлагаемый автором анализ является попыткой расшифровки сложного процесса отношений между этнографом и посетителем музея, чиновником и потребителем товаров и услуг, человеком и обществом.

Биография автора

  • Александр Новик, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

    Новик Александр Александрович — к. и. н., заведующий центром европейских исследований, ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ РАН) (Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3). Эл. почта: njual@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Новик А. А. Конструируя эпоху: музей вождя, музей тирана, музей народа в Гирокастре, Албания // Вестник антропологии. 2025. № 3. C. 30–48.

    Научная литература

    Иванова Ю. В. Албанцы и их соседи. М.: Наука, 2006. 368 c.

    Кучерова И. А. Исландские сувениры: “взгляд туриста” vs “местный взгляд” // Этнографическое обозрение. 2024. № 3. С. 114–136.

    Мартынова М. Ю. Балканский кризис: народы и политика. М.: Старый сад, 1998. 466 с.

    Новик А. А. Традиционное vs фольклорное: «народная» одежда на фольклорном фестивале в Гирокастре // Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии. Материалы XIХ Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 24–27 мая 2016 г. / Под ред. Н. М. Калашниковой. СПб.: ФГБОУВПО «СПбГУПТД», 2016. С. 280–283.

    Новик А. А. Базар и дюкян, ярмарка и маркет: эволюция торговли в Албании в начале XXI в. // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 121–143. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-3/121-143

    Новик А. А. Крепость Гирокастры в Албании: музей и место памяти // Вестник культурологии. 2024. № 3 (110). С. 198–223. https://doi.org/10.31249/hoc/2024.03.12

    Смирнова Н. Д. История Албании в ХХ веке. М.: Наука, 2003. 432 с.

    Фаис-Леутская О. Д., Новик А. А. О торговле в Европе: слово антропологам // Этнографическое обозрение. 2024. № 3. С. 5–12. https://doi.org/10.31857/S0869541524030013

    Abazi E., Doja A. From the Communist Point of view: Cultural Hegemony and Folkloric Manipulation in Albanian Studies Under Socialism // Communist and Post-Communist Studies. 2016. Vol. 49. No. 2. P. 163–178.

    Anastasova E. The National Festive Systems in the Post-Socialist Space — between Past and Present // The Ritual Year. The Yearbook of the SIEF Working Group on the Ritual Year 6: The Inner and the Outer / ed. by M. Kõiva. Tartu: SIEF Working Group on the Ritual Year, 2011. P. 159–169.

    Antrosio J., Han S. The Editors’ Note: Trade, Trading, and Inequality // Open Anthropology. A Journal of American Anthropological Association. 2019. Vol. 7. No 3. [Электронный ресурс]. https://www.americananthro.org/StayInformed/OAArticleDetail.aspx?ItemNumber=25346 (дата обращения: 10.05.2023).

    Bardhoshi N., Lelaj O. Etnografi në diktaturë: dija, shteti dhe holokausti ynë. Tiranë: Akademia e Shkencave e Shqipërisë, 2018. 368 p.

    Brøgger B. Economic Anthropology, Trade and Innovation // Social Anthropology. 2009. Vol. 17. No 3. P. 318–333. https://doi.org/10.1111/j.1469-8676.2009.00072.x

    Carrithers M. Anthropology as a Moral Science of Possibilities // Current Anthropology. 2004. Vol. 46. P. 433–456. https://doi.org/10.-1086/44606

    Doja A. From the Native Point of View: An Insider/Outsider Perspective on Folkloric Archaism and Modern Anthropology in Albania // History of the Human Sciences. 2015. Vol. 28. No. 4. P. 44–75.

    Elsie R. Historical Dictionary of Albania. Lanham: Scarecrow Press. (European historical dictionaries), 2004. 662 p.

    Gjergji A. Veshjet shqiptare në shekuj. Origjina. Tipologjia. Zhvillimi. Tiranë: Akademia e Shkencave e RPS të Shqipërisë; Instituti i Kulturës Popullore, 1988. 288 p.

    Glenny M. The Balkans: Nationalism, War & the Great Powers, 1804–1999. New York: Penguin Books, 2001. 726 p.

    Hasbrouck J. Ethnographic Thinking. From Method to Mindset. London: Routledge, 2018. 140 p.

    Haxhihasani Q. Figura e shokut Enver Hoxha në këngët e popullit // Kultura Popullore.1985. No. 1. P. 75–88.

    Hysa A. Pazari i vjetër i Gjirokastrës // Kultura Popullore. 2012. No. 1–2. P. 305–310.

    Kiel M. Ottoman Architecture in Albania, 1385–1912. Beşiktaş, Istanbul: Research Centre for Islamic History, Art and Culture, 2010. 342 p.

    Novik A. Gjirokastra Folklore Festival as the Main Ritual Event in Albanian Cultural Life at the Beginning of the 21st Century // Yearbook of Balkan and Baltic Studies. 2020. Vol. 3. No 1. P. 157–182. https://doi.org/10.7592/YBBS3.08

    Panajoti J., Kruta B. Folklori ynë në epokën e Partisë // Kultura Popullore. 1985. No. 1. P. 89–108.

    Pulaha S. Popullsia shqiptare gjatë shekujve XV–XVI: studime dhe dokumente. Tiranë: Akademia e Shkencave e RPS të Shqipërisë; Instituti i Historisë, 1984. 721 p.

    Riza E. Qyteti muze i Gjirokastrës. Tiranë: Toena, 2004.

    Riza E. Banesat historike të Gjirokastrës // Art & trashëgimi. 2011. No. 2. P. 30–36.

    Shkodra Z. Esnafet shqiptare. (Shek. XV–XX). Tiranë: Akademia e Shkencave e R. P. të Shqipërisë; Instituti i Historisë, 1973. 390 p.

    Tirta M. Mitologjia ndër shqiptarë. Tiranë: Akademia e Shkencave e Shqipërisë; Instituti i Kulturës Popullore, 2004. 452 p.

    Tirta M. Etnologjia e shqiptarëve. Tiranë: GEER, 2006. 540 p.

Опубликован

23.09.2025

Выпуск

Раздел

Этнография в музеях Европы: К вопросу об интерпретациях и конструировании традиций