Чукотский бизнес: современные формы предпринимательства коренных жителей Чукотского АО
Doi:10.33876/2311-0546/2019-46-2/55-71
Ключевые слова:
Чукотка, коренные народы, формы предпринимательства, традиционное природопользование, современные технологииАннотация
В статье рассматриваются формы предпринимательской деятельности, получившие распространение среди коренных жителей Чукотки с начала 2000-х гг. Автору представляется важным исследовать, как на практике реализуются возможности развития предпринимательства. В настоящее время в округе зарегистрировано 993 юридических лица, из которых 68 – родовые или территориально-соседские общины коренных малочисленных народов Чукотки, 29 крестьянско-фермерских хозяйства; 1162 индивидуальных предпринимателя, из них примерно 100 – предприниматели из числа коренных жителей Чукотки. Преимущественная форма бизнеса, в которой успешно проявляет себя коренное население, проживающее как в сельской местности, так и в городах Чукотки – микропредприятия.
На территории округа действуют специальные государственные и частные программы по поддержке малого предпринимательства, но трудностей у чукотских бизнесменов меньше не становится. Из основных проблем в статье обозначены: дороговизна доставки товаров (для сельских предпринимателей тарифы авиакомпаний непосильны), высокие тарифы на коммунальные услуги, отсутствие стабильных рынков сбыта производимых товаров и услуг, низкий уровень экономических знаний, необходимых для ведения финансово-хозяйственной деятельности и, что немаловажно, для предоставления отчетности в органы государственной власти.
Вместе с тем, по мнению автора, дальнейшее развитие региона невозможно без развития частной инициативы в сфере традиционного природопользования, без внедрения новых безотходных технологий для переработки продуктов оленеводства, морского зверобойного промысла, рыболовства, охоты – так называемого «общинного» предпринимательства; производства сувенирных изделий из кожи, кости моржа, кита, рога оленя; пошива и ремонта меховых изделий; развития современного этнодизайна; транспортных услуг; услуг по дневной занятости детей; строительных и ремонтных работ; бытовых услуг; общественного питания; туристских услуг. Настоящая статья призвана привлечь научный и общественный интерес к данной проблеме.