Религиозный синкретизм в праздничной обрядности осетин

10.33876/2311-0546/2024-4/143-157

Авторы

  • Султана Кцоева Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал Владикавказского научного центра РАН https://orcid.org/0000-0003-1221-2820

Ключевые слова:

этническая религия осетин, синкретизм, праздничная обрядность, Бынаты-хицау

Аннотация

Статья посвящена изучению одного из аспектов осетинской этнической религии как сложного и интересного мировоззренческого комплекса, формировавшегося на стыке целого ряда разнообразных культур Древности, Средневековья и модерной эпохи. Ее актуальность обусловлена всевозрастающей тенденцией к исследованию этнической религии осетин как уникального «беспримесного» объекта, в связи с чем категория «синкретизм» в приложении к ее характеристике нередко вызывает возражения. Данное исследование, таким образом, можно рассматривать как авторскую интерпретацию, как «взгляд со стороны» на природу культа, адептом которого сам автор в силу разных причин не является. Центральным объектом анализа обозначенной проблемы выступает осетинский праздник святочного цикла Бынаты-хицау, связанный в народных представлениях с демоническими силами. Выявляются и препарируются основные элементы его обрядности и проводится их сопоставление с аналогичными же элементами в христианстве, иудаизме и зороастризме. В подобном ключе данная проблема исследуется впервые. В качестве методологической основы исследования служит классификация исторических типов религиозного синкретизма Е. В. Беляевой. Кроме того, поскольку исследование является синхроническим, оно осуществляется в рамках структурализма К. Леви-Стросса, согласно которому все культурные системы (язык, мифология, религия, искусство, обычаи, традиции) изучаются как знаковые системы.

Биография автора

  • Султана Кцоева, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал Владикавказского научного центра РАН

    Кцоева Султана Гильмидиновна — д. и. н., старший научный сотрудник отдела этнологии, Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева — филиал Владикавказского научного центра РАН (Российская Федерация, 362040, Владикавказ, пр. Мира, 10). Эл. почта: sultana_t@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1221-2820

    Ссылка при цитировании: Кцоева С. Г. Религиозный синкретизм в праздничной обрядности осетин // Вестник антропологии. 2024. № 4. C. 143–157.

    Источники и научная литература
    1. Ветхий Завет — Ветхий Завет.
    2. Дебет Златоликий 1973 — Дебет Златоликий и его друзья. Балкаро-Карачаевский Нартский эпос. Нальчик: Эльбрус, 1973. 155 с.
    3. Кануков 1892 — Кануков Алм. Годовые праздники осетин // Терские ведомости. 1892. № 25. Каргинов 1915 — Каргинов С. Встреча Нового года у осетин // Кавказское слово. 1915. № 1.
    4. Кубалов 1906 — Кубалов А. З. Песни кавказских горцев. Герои-нарты. Владикавказ, 1906. С. 45–47.
    5. Миллер 1992 — Миллер Вс. Ф. Осетинские этюды. Владикавказ: СОИГСИ, 1992. 716 с.
    6. Нарты 1989 — Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Эпос народов СССР, 1989. Кн. 2. 496 с.
    7. Тифлисский листок — Тифлисский листок. Иллюстрированное приложение. 1900. № 24.
    8. Тхостов 1868 — Тхостов И. Г. Верования осетин. // Терские ведомости. 1868. № 12.
    9. Mannhardt 1858 — Mannhardt W. Germanische Mythen. Berlin, 1858.
    10. Беляева Е. В. Исторические типы религиозного синкретизма // Вестник Брестского университета. Серия гуманитарных наук. 2008. № 4 (35). С. 7–14.
    11. Бзаров Р. С. Из истории аланской культуры. М.: СЕМ, 2014. 400 с.
    12. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987. 302 с.
    13. Виноградова Л. Н. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва. РГГУ. 2001. 94 с.
    14. Гаврилова Ю. В. Синкретизм как фактор формирования и эволюции социальной реальности // Гуманитарный вектор. 2015. № 2 (42). С. 29–33.
    15. Гаджиев Г. А. Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991. 182 с.
    16. Джанайты С. Х. Три Слезы Бога. Владикавказ: СОИГСИ, 2007. 158 с.
    17. Дзадзиев А. Б. Этнография и мифология осетин. Владикавказ: Терек, 1994. 281 с.
    18. Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки. М.: Знание, 1987. 216 с.
    19. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1983. 226 с.
    20. Калоев Б. А. Осетины. М.: Наука, 2015. 472 с.
    21. Камболов Т. К. К какому храму ведет осетинская дорога? // Республика. Цхинвал, апрель 2013. № 17–18. С. 9–11.
    22. Капустин Н. С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М: Мысль, 1984. 221 с.
    23. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект-пресс, 1996. 367 с.
    24. Кукушкин Н. В. Синкретизм религиозного сознания православных в Казахстане. Автореферат диссертации канд. филос. н. Алматинский государственный университет. Алматы, 1996. 22 с.
    25. Кцоева С. Г. «Золото Аларды и Солнце Иоанна Предтечи» (преломление христианской традиции в осетинском народном культе) // KAVKAZ-FORUM. № 9(16). 2022. С.72–86.
    26. Кцоева С. Г. Иудео-христианские параллели в образе и культе Уацилла (по данным нарративных источников конца XIX — начала ХХ в.) // Известия СОИГСИ. 2019. № 32. С. 27–39. https://doi.org/10.23671/VNC.2019.71.31168
    27. Листова Н. М. Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев / Отв. ред. С. А. Токарев. М.: Наука, 1983. С. 161–173.
    28. Мамиев М. Э. Аланское православие: история и традиция. М.: СЭМ, 2014. 264 с.
    29. Маторин Н. М. К вопросу методологии исследования религиозного синкретизма // С. Ф. Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности (1882–1932). Л.: Ленгиз, 1934. С. 45–52.
    30. Можейко Л. Н. Новое религиозное сознание в социокультурном контексте трансформирующегося общества. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Гродненский государственный университет. Гродно, 2004. 21 с.
    31. Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука, 1994. 199 с.
    32. Полонский П. Йом-Киппур в еврейской традиции. [Электронный ресурс]. 17.02.2024 https://machanaim.org|holydays|ynoraim|2.htm
    33. Поляков С. П. Мелкотоварная экономика сельского населения Средней Азии и бытовой ислам // Ислам и народная культура. М.: Изд-во АН СССР, 1988. С. 21–32.
    34. Смыр Г. В. Эволюция религиозных воззрений абхазов. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторически наук. Майкоп, 1997. 57 с.
    35. Таказов Ф. М. Исламские черты в фольклоре осетин. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Владикавказ, 2004. 25 с.
    36. Текеева Л. К. Козел в культово-обрядовой практике тюркоязычных народов Северного Кавказа. [Электронный ресурс]. 17.02.2024 http://www.rusnauka.com/4_SND_2014/Istoria/2_157770.doc.htm
    37. Туаллагов А. А. Иудаизм, ислам и христианство в истории Алании. Владикавказ: СОИГСИ, 2023. 636 с.
    38. Туаллагов А. А. Меч и фандыр (Артуриана и нартовский эпос осетин). Владикавказ: СОИГСИ, 2011. 271 с.
    39. Уарзиати В. С. Праздничный мир осетин. Владикавказ: Издательство СОИГСИ, 1995. 233 с.
    40. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
    41. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М.: Наука, 1998. 177 с.
    42. Чочиев Р. А. Методологический синопсис истории ранней мировой цивилизации. СПб.: Издательская фирма «Купчинские вести», 2003. 175 с.
    43. Berner U. Synkretismus — Begegnung der Religionen // Kultur und Religion in der Begegnung mit dem Fremden / ed. by J. G. Piepke. Nettetal: Steyler Verlag, 2007. P. 47–74.
    44. Drehsen V., Sparn W. (eds.). Im Schmelztiegel der Religionen. Konturen des modernen Synkretismus. Berlin: Kaiser Gütersloher Verlagshaus, 1996. 323 p.
    45. Greive W., Niemann R. (eds.). Neu glauben?: Religionsvielfalt und neue religiöse Strömungen als Herausforderung an das Christentum. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus Mohn, 1990. 179 p.

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Обряды и верования