Трансформация празднично-игровой культуры русских под влиянием православного духовенства (вторая половина XIX — начало XX века)
10.33876/2311-0546/2024-4/117-131
Ключевые слова:
антропология религии, празднично-игровая культура русских, трансформация игрового репертуара, индивидуально-личностные факторы, православное духовенство, вариативностьАннотация
Специфику направления и способов трансформации народной празднично-игровой культуры определяют как глобальные социально-экономические и политические факторы, так и индивидуально-личностный. В статье на основе архивных, опубликованных и полевых материалов автора представлены результаты изучения деятельности приходского духовенства по изменению народной празднично-игровой культуры, игрового стиля и репертуара в соответствии с церковными установлениями. Деятельность священников, представляя собой совокупность индивидуальных практик, была ориентирована на достижение общей цели — усвоение крестьянством христианского вероучения и внедрения в повседневную жизнь соответствующих христианской этике норм поведения, в том числе и в игровой сфере. Исследование показало, что благодаря непрерывным усилиям по внедрению христианских постулатов в коллективное сознание крестьян, священникам удалось постепенно трансформировать понимание основы праздника, придать ему более канонический характер, что безусловно повлияло и на формы народного веселья. В результате рецепции христианского вероучения сложилась система темпоральных, локативных, возрастных, акциональных запретов, определяющих допустимые рамки Игры. Они являлись эффективными регуляторами поведения, выполняя воспитательную и обучающую функцию. Результаты преобразования народной празднично-игровой культуры в основном представлены двумя вариантами: 1) адаптация христианских установлений и образование синкретической формы, включающей как дохристианские, так и христианские элементы; 2) полное вытеснение нежелательных развлечений из быта. В целом же, трансформация празднично-игровой культуры имела сложный характер и разнонаправленные тенденции. С одной стороны, совершалось ее преобразование в русле христианских установлений, с другой — нередко наблюдалось возвращение к «языческим» формам. Абстрактные понятия о греховности мирских развлечений, которые транслировали священники, не могли вытеснить из сознания крестьян архаического отношения к празднично-игровой сфере жизни и обесценить те обрядово-магические и социокультурные функции, которые выполняли веселье и Игра в крестьянском социуме.