Трансформация празднично-игровой культуры русских под влиянием православного духовенства (вторая половина XIX — начало XX века)

10.33876/2311-0546/2024-4/117-131

Авторы

  • Ирина Слепцова (Кызласова) Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН https://orcid.org/0000-0002-9058-1464

Ключевые слова:

антропология религии, празднично-игровая культура русских, трансформация игрового репертуара, индивидуально-личностные факторы, православное духовенство, вариативность

Аннотация

Специфику направления и способов трансформации народной празднично-игровой культуры определяют как глобальные социально-экономические и политические факторы, так и индивидуально-личностный. В статье на основе архивных, опубликованных и полевых материалов автора представлены результаты изучения деятельности приходского духовенства по изменению народной празднично-игровой культуры, игрового стиля и репертуара в соответствии с церковными установлениями. Деятельность священников, представляя собой совокупность индивидуальных практик, была ориентирована на достижение общей цели — усвоение крестьянством христианского вероучения и внедрения в повседневную жизнь соответствующих христианской этике норм поведения, в том числе и в игровой сфере. Исследование показало, что благодаря непрерывным усилиям по внедрению христианских постулатов в коллективное сознание крестьян, священникам удалось постепенно трансформировать понимание основы праздника, придать ему более канонический характер, что безусловно повлияло и на формы народного веселья. В результате рецепции христианского вероучения сложилась система темпоральных, локативных, возрастных, акциональных запретов, определяющих допустимые рамки Игры. Они являлись эффективными регуляторами поведения, выполняя воспитательную и обучающую функцию. Результаты преобразования народной празднично-игровой культуры в основном представлены двумя вариантами: 1) адаптация христианских установлений и образование синкретической формы, включающей как дохристианские, так и христианские элементы; 2) полное вытеснение нежелательных развлечений из быта. В целом же, трансформация празднично-игровой культуры имела сложный характер и разнонаправленные тенденции. С одной стороны, совершалось ее преобразование в русле христианских установлений, с другой — нередко наблюдалось возвращение к «языческим» формам. Абстрактные понятия о греховности мирских развлечений, которые транслировали священники, не могли вытеснить из сознания крестьян архаического отношения к празднично-игровой сфере жизни и обесценить те обрядово-магические и социокультурные функции, которые выполняли веселье и Игра в крестьянском социуме.

Биография автора

  • Ирина Слепцова (Кызласова) , Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Слепцова (Кызласова) Ирина Семеновна — старший научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский проспект, 32а). Эл. почта: I_Kyzlasova@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9058-1464

    Ссылка при цитировании: Слепцова (Кызласова) И. С. Трансформация празднично-игровой культуры русских под влиянием православного духовенства (вторая половина XIX — начало XX века) // Вестник антропологии. 2024. № 4. C. 117–131.

    Статья написана в соответствии с планом НИР ИЭА РАН, тема «Народы России: социально-антропологические, этнологические, этнодемографические и историко-культурные исследования».

    Источники и научная литература
    1. АРЭМ. Д. 292 — Архив Российского этнографического музея (далее — АРЭМ). Ф. 7. Оп. 1. Д. 292. Ивонинский И. Вологодская губ., Никольский у., Байдаровская вол., с. Кипшеньга.
    2. АРЭМ. Д. 301 — АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 301. Кузнецов Я. Вологодская губ. Никольский у. Тихановско-Вохомский приход.
    3. АРЭМ. Д. 782 — АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 782. Л. 10. Швахгейм Л. Н. Новгородская губ., Тихвинский у., Куневичская вол., с. Пирозеро.
    4. Барсов 1867 — Барсов Е. Из обычаев обонежского народа: 1) Славление. 2) Святочные увеселения // Олонецкие губернские ведомости. Ч. неофиц. 1867. № 2. С. 29–32.
    5. Борисовский 1869 — Борисовский А. Описание Кстовской, Новоликеевской, Шолокшанской, Чернухинской и Слободской волостей Нижегородского уезда // Нижегородский сборник. Т. 2. Нижний Новгород: Типография Нижегородского губернского правления. 1869. С. 191–215.
    6. Добрынкина 1874 — Добрынкина Е. П. Обычай хоронения Костромы в Муромском уезде // Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 13. Вып. 1. М.: Отдел тип. Т-ва И. Д. Сытина, 1874. С. 100–104.
    7. Заварин 1870 — Заварин Н. О суевериях и предрассудках, существующих в Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1870. № 5. С. 66–179 (2-я паг.).
    8. Заметка о детских играх 1869 — [б/а] Заметка о детских играх // Калужские епархиальные ведомости. 1869. № 8 (30 апр.). С. 207–214.
    9. Зиновьев — Зиновьев В. П. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин [Электронный ресурс] // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика [сайт]. https://www.ruthenia.ru/folklore/zinoviev2.htm#7 (ВI 25 Парни-нечистые на вечеринке: омрачив девушек, пляшут с ними, ребенок видит чертей в истинном свете и предупреждает сестру, черти гонятся за убегающими, давят не сумевших спастись). (дата обращения: 10.02.2024).
    10. Масловский 2018 — Масловский В. И. Несколько слов по поводу святочных обычаев простого народа // Пастыри о пастве: историко-статистическое описание русских сел Пензенской губернии приходскими священниками / ред. кол.: Т. М. Гусева, Г. А. Куршева (отв. редакторы) [и др.]. Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2018. 502 с. (Перепечатка из Пензенских епархиальных ведомостей. Ч. неофиц. 1895. № 1. С. 1–14.)
    11. Местный обычай 1860 — Местный обычай в г. Белгороде в праздник Пятидесятницы // Руководство для сельских пастырей. Киев. 1860. № 14. С. 370–376.
    12. Нильский 1889 — Нильский Л. От чего зависит живучесть народных суеверий и что нужно для искоренения их? // Руководство для сельских пастырей. 1889. Т. 2. № 29 (16 июля). С. 325–332.
    13. Ончуков 1911 — Ончуков Н. Е. Северные народные драмы. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1911.
    14. Пермская старина 1896 — Пермская старина // Пермские губернские ведомости. 1896. № 243 (13 ноября).
    15. ПМА 1 — КПД, 1910 г. р., д. Дудкино Бабушкинского р-на Вологодской обл.
    16. ПМА 2 — КРИ, 1914 г. р., д. Горка Вожегодского р-на Вологодской обл.
    17. ПМА 3 — ЛАИ, 1912 г. р., д. Дягилево Харовского р-на Вологодской обл.
    18. ПМА 4 — САН, 1919 г. р., с. Кадышево Карсунского р-на Ульяновской обл.
    19. ПМА 5 — ХЛЕ, 1904 г. р. из д. Хвостово Вожегодского р-на Вологодской обл.
    20. ПМА 6 — ЧПМ, 1916 г. р., д. Андреевская Великоустюгского р-на Вологодской обл.
    21. ПМА 7 — ЕАА, 1910 г. р., д. Анисимовская Вожегодского р-на Вологодской обл.
    22. ПМА 8 — ШАИ, 1926 г. р., с. Сухой Карсун Карсунского р-на Ульяновской обл.
    23. ПМА 9 — САН, 1919 г. р., с. Кадышево Карсунского р-на Ульяновской обл.
    24. Предложение священника 1898 — Предложение священника и приговор прихожан о провождении праздничных дней // Церковный вестник. 1898. № 11 (12 марта). («Летопись церковной и общественной жизни в России»). С. 396–397. Псковская губ., Опочецкий у.
    25. Соловьев 1877 — Соловьев В., свящ. Из воспоминаний прошлого // Калужские епархиальные ведомости. 1877. № 8 (30 апр.). С. 115–121.
    26. Шаблыкин 1926 — Шаблыкин М. И. Фольклор дер. Шожма Вологодской губ. Каргопольского уезда Мошинской вол. Рукопись. 1926–1929 гг. // Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский дом). Р. 5. Колл. 108. Папка 1. № 1.
    27. Шайтанов — Шайтанов Е. Деревенский разговор // Архив Русского Географического общества. Р. VII. Оп. 1. Д. 9. [1848–1849 гг.].
    28. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
    29. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 394 с.
    30. Вендина Т. И. Игра в языке русской традиционной культуры: этнокультурная интерпретация // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. С. 375–392.
    31. Енговатова М. А. Пасхальный тропарь «Христос воскресе» в народной песенной традиции западных русских территорий // Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х—1990-х годов: статьи и материалы. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб., 1996. С. 72–87.
    32. Ивлева Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 1994. 233 с.
    33. Калашникова Р. Б. Бесёды и бесёдные песни Заонежья второй половины XIX века. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1999. 164 с.
    34. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / пер. с англ. А. Ю. Полунов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
    35. Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры: Праздник и игра в жизни севернорусского крестьнина (ХIХ–ХХ в.). М.: Индрик, 2004. 920 с.
    36. Морозов И. А., Слепцова И. С. Пространство личности и пространство игры: ситуативный анализ // Ситуативная адекватность. Интерпретация культурных кодов: 2009 / Сост. и общ. ред. В. Ю. Михайлина. Саратов; СПб.: ЛИСКА, 2009. С. 108–139.
    37. Морозов И. А., Слепцова И. С. Игра: Образ мышления. Стиль поведения. Конструирование реальности // Личность. Игра и реальность. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 5–22.
    38. Морозов И. А., Слепцова И. С. Обрядовые и игровые формы похорон и ряженье покойником у русского населения Европейской части России (к вопросу об эволюции форм) // Palaeoslavica. Т. 25. 2017. № 1. P. 25–54.
    39. Розов А. Н. Проблемы систематизации колядных песен в Своде русского фольклора // Русский фольклор: Проблемы «Свода русского фольклора». Л.: Наука, 1977. Т. 17. С. 98–106.
    40. Розов А. Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб.: Алетейя, 2003. 255 с.
    41. Слепцова (Кызласова) И. С. Средневековые тексты против язычества как источник по изучению игровой культуры // Традиции и современность. 2021. № 27. С. 87–100. https://doi.org/10.33876/2687-119X/2021-27/87-100
    42. Слепцова (Кызласова) И. С. Православные регламентации празднично-игровой культуры русских: индивидуально-личностные факторы // Вестник антропологии. 2023. № 2. C. 124–140. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-2/124-140
    43. Соколов Б. М. Сказители. М.: Гос. изд-во, [1924]. 122 с.

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Обряды и верования