Наставник и наставничество: Смыслы и интерпретации (на примере городских жителей Кольского Заполярья)

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/288-300

Авторы

  • Ирина Разумова Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» https://orcid.org/0000-0002-5960-9772
  • Ирина Змеева Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» https://orcid.org/0000-0002-3909-1582

Ключевые слова:

наставничество, антропология, интерпретация, смыслы, идеология, культурный код

Аннотация

Наставничество, как и другие формы культурной преемственности, связано с национальными традициями и социально-культурной стратификацией общества. Существует проблема идентификации наставничества и как феномена национальной культуры, и как способа передачи знаний и опыта в конкретных случаях. Наставничество осмысливается в рамках определенной идеологии и национально-культурного кода. Его смыслы осложняются множеством ассоциаций: от культурно-исторических до индивидуально-биографических. Соответственно варьируют требования, предъявляемые к наставнику обществом и «наставляемыми». В самом общем смысле «наставничество» — не вид деятельности, а культурная миссия. Среди форм наставничества могут быть выделены прямые, опосредованные и метафизические. Проведенное в 2023 г. полевое исследование выявило варианты интерпретации наставничества и роль, которую люди отводят наставникам в своей жизни. Оно показало, что «наставничество» как культурный концепт и не имеющая четких границ совокупность социальных практик не только определяет векторы, формы и качество общекультурной и профессиональной преемственности, но, прежде всего, создает особую динамичную сеть взаимоотношений человека со «значимыми другими». Они могут быть постоянными проводниками на жизненном пути или временными помощниками на этапах самоопределения и вхождения в профессию, а также в отдельных сложных ситуациях. В зависимости от смысловых различий формируются виды наставнических отношений и типы наставников. Наставничество — это совокупность социально-культурных ролей, исполняемых по отношению к человеку и им самим на разных этапах жизни.

Биографии авторов

  • Ирина Разумова, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

    Разумова Ирина Алексеевна — д. и. н., главный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: irinarazumova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5960-9772

  • Ирина Змеева, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

    Змеева Ольга Васильевна — к. и. н., старший научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. Почта: zmeyeva@rambler.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3909-1582

    Ссылка при цитировании: Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (на примере городских жителей Кольского Заполярья) // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 288—300.

    Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ-2024-0002, «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России».

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Антропологические аспекты наставничества