Наставничество как практика воспроизведения этнокультурных традиций (на примере ительменского праздника «Алхалалалай»)

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/270-287

Авторы

  • Людмила Хаховская Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н. А. Шило ДВО РАН

Ключевые слова:

ительмены, камчадалы, праздник «Алхалалалай», наставничество, жизненный опыт, профессиональное искусство

Аннотация

Автор исследует проблему современных способов передачи этнокультурных традиций, связанных с обрядами годового хозяйственного цикла. Этот вопрос обсуждается на примере ительменского осеннего праздника «Алхалалалай», проводимого на Камчатке в последние десятилетия. Главным инструментом анализа является вскрытие природы современной трансформации праздника. Основные обрядовые события «Алхалалалая» рассмотрены как процесс и результат взаимодействия сообществ в публичном пространстве, приводящий к культурному сдвигу особого рода. Этот сдвиг обозначается как сценизация культуры, так как в его основе лежит нацеленность на зрителя, на показ восстанавливаемой традиции перед аудиторией. Также автор анализирует механизм современного воссоздания «Алхалалалая» и показывает, что основным каналом преемственности в праздничной этнической сфере стал институт наставничества, получивший развитие в нашей стране в советское время. Этническое наставничество утвердилось в процессе формирования ансамблевой структуры воспроизведения компонентов народной культуры. Сценизация этнической культуры, достижение максимального эффекта воздействия на зрителей в фольклорных ансамблях шли через обучение артистов основам балетной хореографии, через постоянные тренировки и репетиции под руководством опытного балетмейстера, который выступал в роли наставника. С этим советским фольклорно-хореографическим наследием неразрывно связана инфраструктурная, организационная и мотивационная база многих современных этнических явлений, в том числе восстановленный камчатский «Алхалалалай».

Биография автора

  • Людмила Хаховская, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н. А. Шило ДВО РАН

    Хаховская Людмила Николаевна — к. и. н., ведущий научный сотрудник лаборатории истории и экономики, Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н. А. Шило ДВО РАН (Российская Федерация, 685000 Магадан, ул. Портовая, 16). Эл почта: hahovskaya@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4427-755Х

    Ссылка при цитировании: Хаховская Л. Н. Наставничество как практика воспроизведения этнокультурных традиций (на примере ительменского праздника «Алхалалалай») // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 270—287.

    Научная литература
    1. Батьянова Е. П., Мурашко О. А. Пути приобщения народов Севера к новым экономическим и социальным реалиям середины 1980 — конца 1990-х годов (по материалам полевых исследований в Корякском автономном округе) // Вестник антропологии. 2019. № 2 (46). С. 19–35. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2019-46-2/19-35
    2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Преснова А. К., Пасечник А. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. № 3 (37) С. 18–24.
    3. Крушанов А. И. (отв. ред.) История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 207 с.
    4. Мурашко О. А. Ительмены. Современные этнические процессы и общественное движение. // Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е. П. Батьянова, В. А. Тураев. М.: Наука, 2010. С. 195–200.
    5. Орлова Е. П. Ительмены. Историко-этнографический очерк. СПб.: Наука, 1999. 170 с.
    6. Руденко А. И. Обрядовый праздник «Алхалалалай»: маркер этнической идентичности ительменов (по наблюдениям 2019 г. в селе Тигиль Камчатского края) // Университетский научный журнал. 2020. № 53. С. 52–57. https://doi.org/10.25807/PBH.22225064.2020.53.52.57
    7. Старкова И. К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. — 60-е годы XX в. Этнографические очерки. М.: Наука, 1976. 166 с.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Антропологические аспекты наставничества