Наставничество как практика воспроизведения этнокультурных традиций (на примере ительменского праздника «Алхалалалай»)
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/270-287
Ключевые слова:
ительмены, камчадалы, праздник «Алхалалалай», наставничество, жизненный опыт, профессиональное искусствоАннотация
Автор исследует проблему современных способов передачи этнокультурных традиций, связанных с обрядами годового хозяйственного цикла. Этот вопрос обсуждается на примере ительменского осеннего праздника «Алхалалалай», проводимого на Камчатке в последние десятилетия. Главным инструментом анализа является вскрытие природы современной трансформации праздника. Основные обрядовые события «Алхалалалая» рассмотрены как процесс и результат взаимодействия сообществ в публичном пространстве, приводящий к культурному сдвигу особого рода. Этот сдвиг обозначается как сценизация культуры, так как в его основе лежит нацеленность на зрителя, на показ восстанавливаемой традиции перед аудиторией. Также автор анализирует механизм современного воссоздания «Алхалалалая» и показывает, что основным каналом преемственности в праздничной этнической сфере стал институт наставничества, получивший развитие в нашей стране в советское время. Этническое наставничество утвердилось в процессе формирования ансамблевой структуры воспроизведения компонентов народной культуры. Сценизация этнической культуры, достижение максимального эффекта воздействия на зрителей в фольклорных ансамблях шли через обучение артистов основам балетной хореографии, через постоянные тренировки и репетиции под руководством опытного балетмейстера, который выступал в роли наставника. С этим советским фольклорно-хореографическим наследием неразрывно связана инфраструктурная, организационная и мотивационная база многих современных этнических явлений, в том числе восстановленный камчатский «Алхалалалай».