Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/232-246

Авторы

Ключевые слова:

наставничество, народные мастера, Север России, культурная преемственность, социализация, этнокультурное образование

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор спектра проблем, обсуждавшихся на секции «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики» в рамках XV Конгресса антропологов и этнологов России (г. Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.). Докладчики продемонстрировали многообразие проявлений наставничества и востребованность данного института в современных условиях. Участники дискуссии отметили, что в наши дни выступающие в роли наставников «носители нормативной информации» призваны не только сохранять народные знания и умения как историческую ценность, но и приобщать к ним на практике своих учеников. Основное содержание статьи, предваряющей тематическую рубрику о наставничестве, посвящено общим определениям и подходам к изучаемому феномену. Показано, что наставничество относится к «культурным универсалиям», являясь механизмом социальной преемственности во все эпохи и у разных народов. Авторы делают вывод, что при очевидном интересе со стороны исследователей, институт наставничества изучен неравномерно. Это следствие его многофункциональности и разнообразия конкретно-исторических форм.

Биографии авторов

  • Елена Пивнева, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Пивнева Елена Анатольевна — к. и. н., ведущий научный сотрудник, зав. отделом Севера и Сибири, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32А). Эл. почта: pivnel@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8582-417X

  • Ирина Разумова

    Разумова Ирина Алексеевна — д. и. н., главный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: irinarazumova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5960-9772

    Ссылка при цитировании: Пивнева Е. А., Разумова И. А. Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 232—246.

    Исследование выполнено в рамках тем государственных заданий: ИЭА РАН. Тема № 1 «Динамика идентичностей и культур населения России: академические и прикладные социально-антропологические исследования»; ЦГП КНЦ РАН № FMEZ-2024-0002 «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России».

     

    Научная литература
    1. Аникеев М. Посредник и посредничество // Директор школы. 2019. № 2. С. 69–75.
    2. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 18–26.
    3. Васильева О. Ю., Басюк В. С., Иванова С. В. Наставничество: вчера, сегодня и завтра // Педагогика. 2023. Т. 78. № 8. С. 5–17.
    4. Вьюткина Е. В. Сохранение языка и культуры обских угров на базе детского этнокультурно-образовательного центра «Лылынг Союм» // История, культура, экономика Урала и Зауралья: Сборник статей Международной научной конференции (12–13 ноября 2015 г. г. Ханты-Мансийск) / под общ. ред. С. Г. Пяткова. Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2015. 266 с.
    5. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.
    6. Долженко Р. А., Сальцев А. А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 6–11.
    7. Иванова А. А. «Узелковое письмо» локальной идентичности. К вопросу о современных формах сохранения и презентации местным сообществом исторической и этнокультурной информации // Кенозерские чтения — 2019. Гражданские инициативы в заповедном укладе: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / сост. М. Н. Мелютина, С. И. Дровнина, С. Н. Марич; отв. ред. Е. Ф. Шатковская; ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Архангельск, 2019. С. 161–171. http://www.kenozero.ru/upload/iblock/884/8843283f8251c07623e917565e46c5c4.pdf
    8. Ичетовкина Н. М. Освещение деятельности классных наставников в воспитательной системе отечественной гимназии в периодической печати во второй половине ХIХ — начале ХХ века // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С.182–195.
    9. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 4. С. 92–112.
    10. Кравченко О. А. Этносоциопедагогика казымских хантов. СПб.: ООО «Миралл», 2007. 160 с.
    11. Кузнецова Н. Ю., Ружинская И. Н. Старообрядческая традиция наставничества как пример непрерывной образовательной традиции // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. 2016. Вып. 4 (16). https://doi.org/10.15393/j5.art.2016.3304
    12. Лапина М. А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1998. 115 с.
    13. Мандрикова М. В., Напреева Г. М., Шахина С. В. Классное руководство как наставничество // Классный руководитель. 2023. № 5. С. 55–57.
    14. Манн Т. Е. Наставничество как условие профессионального становления молодого специалиста // Молодые в библиотечном деле. 2016. № 1. С. 55–68.
    15. Масалимова А. Р., Баянов Д. И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2023. 17 (2). 164–176. http://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.09
    16. Неустроева А. Н. Образовательная экосистема вуза и идеалы наставничества как ее ресурс // Педагогика. 2023. № 8. С. 94–102.
    17. Скуднова Т. Д. Институт наставничества как социальный феномен // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 258–263. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-258-263
    18. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение / Pedagogical Review. 2013. 1 (1). С. 46–51.
    19. Ушаков Д. В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 6. / под. ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2004. С. 101–108.
    20. Хаховская Л. Н. Наставничество как практика воспроизведения этнокультурных традиций (на примере ительменского праздника «Алхалалалай») // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 270–287.
    21. Югфельд Е. А. К вопросу о феномене наставничества: исторический аспект // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 5. [Научный электронный журнал]. https://mirnauki.com/PDF/05PDMN522.pdf
    22. Яковкина А. О. История наставничества в России // Вестник науки. 2023. № 5 (62). Т. 1. С. 215–221. [Электронный ресурс]. https://www.вестник-науки.рф/article/8018

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Антропологические аспекты наставничества