Об актуальных проблемах современной школы: мнение учителей в Костромской области
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/178-193
Ключевые слова:
учителя, уровень жизни, материально-техническая база школ, авторитет, Кострома, бюджет времениАннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного в г. Костроме в апреле-мае 2024 г. среди школьных учителей. Автор стремилась выяснить степень их удовлетворенности профессией и узнать, какие сложности в своей работе представляются провинциальным педагогам наиболее существенными. Озвученные респондентами озабоченности позволили выделить ключевые проблемы современного учительства и сгруппировать их в несколько блоков: небольшой уровень доходов и низкая заработная плата, большая педагогическая нагрузка преподавателей и дефицит свободного времени, недостаточная материально-техническая база школ региона и слабое моральное стимулирование учителей. По итогам опроса оказалось, что наряду с финансовыми вопросами, критику со стороны учителей вызывает падение их авторитета в обществе. Более того, проведенное исследование показало, что материальная составляющая является для учителей важной, но не приоритетной причиной недовольства. Значимым для педагогов оказалось их не соответствующее квалификации социальное положение. К этому необходимо добавить, что на сегодняшний день в неблагополучных регионах обострился кадровый дефицит, особенно не хватает учителей математики и русского языка. Судя по статистическим данным, материалам СМИ и полевым наблюдениям, молодежь неохотно идет работать в школу. Можно согласиться с единодушным мнением принявших в опросе преподавателей, что для сохранения престижа профессии и предотвращения ухода квалифицированных педагогических кадров необходимо принять меры по улучшению материального благополучия работников образования, обновить материально-техническую базу школ и восстановить высокий статус учителя в обществе.