Искусство, основанное на доверии. Старообрядцы в объективе «созвучной камеры»
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/87-105
Ключевые слова:
старообрядчество, принципы визуальной антропологии, флавертизм, созвучная камера, визуальная межкультурная коммуникацияАннотация
В статье представлена попытка осмысления процесса создания и использования методики «созвучной камеры» при видео-документировании жизни старообрядческих общин в разных регионах России в 1993–2013 гг. Раскрыты объективные и субъективные причины возникновения авторской методики видео-документирования, в основе которой находится принцип «флавертизма» или синтезирования подходов Роберта Флаэрти и Дзиги Вертова. Радикальные изменения в электронной информационной технологии и в социально-политической обстановке исследуемого периода стали предпосылкой формирования в дальнейшем деятельности на принципах визуальной антропологии. Участие в экспедициях археографической лаборатории МГУ и других исследователей старообрядчества позволило отработать на практике конкретные приемы съемки и создание на ее основе массива видеодокументов, пригодных для комплексного использования. В качестве примера образного (художественного) воплощения культуры репрезентируемого сообщества приводятся истории создания трех видео-портретов старообрядцев.