Искусство, основанное на доверии. Старообрядцы в объективе «созвучной камеры»

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/87-105

Авторы

Ключевые слова:

старообрядчество, принципы визуальной антропологии, флавертизм, созвучная камера, визуальная межкультурная коммуникация

Аннотация

В статье представлена попытка осмысления процесса создания и использования методики «созвучной камеры» при видео-документировании жизни старообрядческих общин в разных регионах России в 1993–2013 гг. Раскрыты объективные и субъективные причины возникновения авторской методики видео-документирования, в основе которой находится принцип «флавертизма» или синтезирования подходов Роберта Флаэрти и Дзиги Вертова. Радикальные изменения в электронной информационной технологии и в социально-политической обстановке исследуемого периода стали предпосылкой формирования в дальнейшем деятельности на принципах визуальной антропологии. Участие в экспедициях археографической лаборатории МГУ и других исследователей старообрядчества позволило отработать на практике конкретные приемы съемки и создание на ее основе массива видеодокументов, пригодных для комплексного использования. В качестве примера образного (художественного) воплощения культуры репрезентируемого сообщества приводятся истории создания трех видео-портретов старообрядцев.

Биография автора

  • Евгений Александров, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

    Александров Евгений Васильевич — канд. искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Музей землеведения МГУ им. М. В. Ломоносова (Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, 1). Эл. почта: eale@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7726-1466

    Ссылка при цитировании: Александров Е. В. Искусство, основанное на доверии. Старообрядцы в объективе «созвучной камеры» // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 87—105.

     

    Научная литература
    1. Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург: УрГУ, 1997. С. 9–16.
    2. Александров Е. В. Кинематограф как средство передачи научной информации // Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М.: ВГИК, 1972. 18 с.
    3. Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 11–28. https://doi.org/10.17223/2312461X/17/2
    4. Александров Е. В. Российская шинель Асена Баликси. In Memoriam // Сибирские исторические исследования. 2020. № 4. C. 60–88. https://doi.org/10.17223/2312461X/30/4
    5. Асеев Н. Шестая часть… возможностей // Кино. 1926. № 43. С. 2.
    6. Васильев А. Е. Михалкино: история староверческой деревни // Хранители старой веры. Псков: Археодоксiя, 2020. С. 46–64.
    7. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М.: Искусство, 1966. 320 с.
    8. Волькенштейн М. Стихи как сложная информационная система // Наука и жизнь. 1970. № 1. С. 72–78.
    9. Грибоедов А. Бабочка Лоренца: на пути к новой науке // CatScience, Хабр [Электронный ресурс]. 15.05.2023 https://habr.com/ru/articles/734910/ (дата обращения: 05.07.2023).
    10. Данилко Е. С. «Казымский переворот»: к истории первого визуально-антропологического проекта в России // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 93–112. https://doi.org/10.17223/2312461X/17/6
    11. Ждан В. Специфика кинообраза. М.: Искусство, 1965. 174 с.
    12. Ильичев С. И., Нащекин Б. Н. Кинолюбительство: истоки и перспективы. М.: Искусство, 1986. 107 с.
    13. Каган М. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ленинград: Искусство, 1972. С. 316–322.
    14. Коваленко А. Наш Рошаль: документально-художественная повесть о Мастере и Учителе. Кемерово: Технопринт, 2019. 409 с.
    15. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974. 424 с.
    16. Поздеева И. В. Комплексные исследования современной традиционной культуры русского старообрядчества. Результаты и перспективы // Мир старообрядчества. Вып. 4. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований. Материалы международной научной конференции. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. С. 12–20.
    17. Флаэрти Р. Статьи свидетельства, сценарии. М.: Искусство, 1980. 224 с.
    18. Черных А. В. «Сей поясъ следует носить…» (Надписи на поясах в Пермском Прикамье) // Традиционная культура. 2003. № 3. С. 41–47.
    19. Шкловский В. Б. За 40 лет: Работы о кино (1965). М.: Искусство, 1965. 457 с.
    20. Янгиров Р. О кинематографическом наследии Андрея Левинсона // Киноведческие записки. 1999. № 43. С. 94–104.
    21. Balikci A. Anthropology, Film and the Arctic Peoples // Anthropology Today. 1989. Vol 5. No 2. Pp. 95–101. https://doi.org/10.2307/3033138
    22. Jacknis I. Margaret Mead and Gregory Bateson in Bali: Their Use of Photography and Film // Cultural Anthropology. 1988. Vol. 3. No. 2. Pp. 160–177.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Визуальные исследования старообрядчества