Нотированные крюками тексты в сюжетах уральских икон

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/70-86

Авторы

  • Анна Михеева Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина https://orcid.org/0000-0002-4215-9461

Ключевые слова:

невьянская икона, красноуфимская икона, знаменное пение, тексты на иконах, беглопоповцы, старообрядцы, иконопись

Аннотация

В статье исследуются случаи включения нотированных крюками богослужебных песнопений в сюжеты икон из коллекции музея «Невьянская икона» (г. Екатеринбург). Всего таких икон в собрании обнаружено три: все они датируются первой половиной XIX в., две относятся к невьянской школе, одна — к красноуфимской. Исследуя их, автор пытается ответить на ряд вопросов. Во-первых, насколько вообще включение в сюжет крюковых текстов уникально для иконописи и, если это так, что их присутствие на уральских иконах говорит о региональном иконописании? Во-вторых, зачем прописывать крюковую строку для гимнографии на иконах? В-третьих, насколько крюковые тексты дополняют икону как исторический источник, расширяют ли источниковедческий потенциал образов? В каждом случае атрибутируются тексты песнопений, их нотация и мелодии, высказываются предположения о причинах выбора того или иного молитвословия. Определяется источниковедческий потенциал нотированных крюками текстов на иконах, делается вывод о тесной взаимосвязи книжно-рукописной традиции и иконописания у старообрядцев Урала. Автор приходит к выводу, что включение текстов на крюках в сюжеты икон — особенность уральского иконописания, связанная с тем, что мастера невьянской и красноуфимской школ работали исключительно под заказ и в каждом из трех случаев выполняли пожелания заказчиков

Биография автора

  • Анна Михеева, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

    Михеева Анна Антоновна — к. и. н., старший научный сотрудник Лаборатории археографических исследований, ассистент Кафедры гуманитарного образования Специализированного учебно-научного центра, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Российская Федерация, 620002 Екатеринбург, ул. Мира, 19). Эл. почта: anna.mikheeva@urfu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4215-9461

    Ссылка при цитировании: Михеева А. А. Нотированные крюками тексты в сюжетах уральских икон // Вестник антропологии. 2024. № 3. C. 70—86.

    Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания Министерства науки и образования по теме «Взаимодействие культурно-языковых традиций: Урал в контексте динамики исторических процессов» № FEUZ-2023-0018.

    Научная литература
    1. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в. Опыт историко-художественной классификации: в 2-х томах. Т. I. М.: Искусство, 1963. 570 с.
    2. Данченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII–XX веков (по данным обследований церковных и других коллекций 1973–1993 гг.). М.: ГосНИИР, 1994. 48 с.
    3. Денисова Н. Е. «Урок мастеропения» в сюжете иконы «Св. Иоанн Дамаскин с избранными святыми на полях» // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV / отв. ред. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Автограф, 2013. С. 50–51.
    4. Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII — первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 472 с.
    5. Михеева А. А. Редакция певческих текстов Л. А. Гребнева в контексте старообрядческой полемики о «хомонии» первых десятилетий XX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2018. № 1. С. 91–95.
    6. Панов С. Б. История старообрядцев Режевского завода. Реж: Режевская типография, 2016. 280 с.
    7. Рахманова М. П. Яков Алексеевич Богатенко // Старообрядчество. История. Культура. Современность. Вып. 6 / отв. ред. В. И. Осипов. М.: Изд. отдел Музея истории и культуры старообрядчества, 1998. С. 17–30.
    8. Ройзман 2010а — Ройзман Е. В.1 Иконописные сюжеты, наиболее часто встречающиеся в НИ, а также святые на полях НИ и сравнительная частота их упоминаний (на основе собрания музея «Невьянская икона») // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III / отв. ред. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Автограф, 2010. С. 8–48.
    9. Ройзман 2010б — Ройзман Е. В. О складнях в русской иконописи. Складни в невьянской иконе. Предварительные заметки к изучению и постановке проблемы // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III / отв. ред. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Автограф, 2010. С. 49–138.
    10. Ройзман 2013а — Ройзман Е. В. Красноуфимская икона — новые поступления // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV / отв. ред. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Автограф, 2013. С. 6–38.
    11. Ройзман 2013б — Ройзман Е. В. Невьянская икона, которую мы потеряли // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV / отв. ред. Е. В. Ройзман. Екатеринбург: Автограф, 2013. С. 52–89.
    12. Ройзман Е. В. Книга о Невьянской иконе. Екатеринбург: [в печати], 2024.
    13. Ройзман Е. В. (отв. ред.) Красноуфимская икона: альбом-каталог. Екатеринбург: Колумб, 2008. 173 с.
    14. Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименование и надписи на иконных изображениях: Справочник для иконописцев. М.: ПРО-ПРЕСС, 2006. 352 с.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Визуальные исследования старообрядчества