Икона куналейского письма — семейский взгляд на образ Неба
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/52-69
Ключевые слова:
старообрядчество, семейские, Забайкалье, Бурятия, икона, куналейское письмоАннотация
Икона в стиле «старого письма» является одним из символов старообрядческой культуры. Она воспроизводит дораскольную иконопись, но имеет свою логику эволюции, увязанную как с общим изменением общества и мировоззрения, так и с региональной спецификой. Последняя всегда имела место, но в послераскольный период стала испытывать влияние развития разных старообрядческих анклавов. И если в одних регионах в силу их местоположения и близости к рынкам (кадровым и сбытовым) сложились мощные иконописные школы, то в Забайкалье местные старообрядцы долгое время использовали привозные иконы. Тем не менее, в конце XIX — первой трети XX в. у них стала складываться своя традиция наивного деревенского письма. Экспедиционные исследования последних лет, предпринятые нами в районах расселения семейских Западного Забайкалья, позволили выявить и локализовать, а также начать описание яркого очага местной иконописи. На данном этапе зафиксировано несколько десятков икон, которые по данным наших информантов написаны в семейском селе Большой Куналей. Судя по всему, здесь работали несколько иконописцев, один из которых достиг более высокого уровня и выработал узнаваемый авторский стиль. Иконы куналейского письма упрощённо, но вместе с тем выразительно и доходчиво визуализируют разные христианские сюжеты, в чём нашло своё отражение не только мастерство местных иконописцев, но также характер культуры и мировоззрения семейского сообщества.