Путешествия к старообрядцам: видеоблоги как визуальный источник
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/38-51
Ключевые слова:
старообрядцы, видеоблог, виртуальные путешествия, визуальные источники, интернет-источникиАннотация
В статье анализируется содержание видеоблогов, в которых присутствует информация о старообрядцах. Что мы можем узнать о старообрядцах из Интернета, какими они видятся массовой аудитории, какие характеристики сообщества и с помощью каких приемов визуализируются в интернет-продуктах, как происходит визуальная коммуникация между создателями контента и аудиторией? В статье предпринимается попытка найти ответы на эти вопросы на примере ряда передач о старообрядцах, выложенных в видеохостинге YouTube. Автор приходит к выводу, что видеоблоги представляют собой разнообразный и популярный интернет-контент, коммерциализированный и отчасти включенный в туристическую индустрию. Старообрядцы, к которым отправляются виртуальные путешественники, далеко не всегда оказываются в центре их внимания, это, скорее, абстрактная цель, мотивация движения в условно неизведанное пространство. Несмотря на это, блогеры формируют образ старообрядчества как загадочного, далекого, труднодоступного и экзотического сообщества. В силу открытости и подвижности виртуальной среды как поля коммуникации процесс конструирования образа группы становится коллективным, в него включаются зрители, уже имеющие некоторый набор представлений о старообрядцах, а иногда и сами старообрядцы. Наиболее важным концептом, вокруг которого разворачиваются дискуссии, является аутентичность изучаемой среды.