Нематериальное этнокультурное достояние в Калининградской области: к постановке проблемы
10.33876/2311-0546/2024-3/7-22
Ключевые слова:
нематериальное этнокультурное достояние, Калининградская область, традиционная культура переселенцев, обработка янтаря, фольклорная историческая проза, мифологическая прозаАннотация
В статье на основе экспедиционных материалов 2022 г. рассмотрены различные аспекты изучения и фиксации объектов нематериального культурного наследия Калининградской области. При общих подходах к определению и пониманию содержания феномена, критериев отнесения в федеральном законе тех или иных объектов к нематериальному этнокультурному достоянию (НЭД), регламентации деятельности по формированию реестров объектов НЭД следует учесть, что изучаемый регион имеет свою специфику, связанную с особенностями формирования населения, его расселения, этнического, языкового и конфессионального состава. Целью настоящего исследования является обсуждение возможных подходов к пониманию локальных особенностей этнокультурного наследия. Анализ явлений, так или иначе относимых к традиционной культуре Калининградской области, обнаружил ряд методологических проблем общего характера, что связано как с исторической спецификой региона, так и со слабой разработанностью критериев, по которым тот или иной объект имеет основание получить статус нематериального этнокультурного достояния. Исследования фольклорной исторической и мифологической прозы, техник и технологий добычи и обработки янтаря позволяют утверждать, что данные явления, не только стали брендами территории, но могут рассматриваться объектами нематериального этнокультурного достояния как регионального, так и федерального значения. В тоже время говорить о том, что этнокультурное наследие переселенцев относится к нематериальному этнокультурному достоянию, не представляется возможным, поскольку мы имеем дело не с вариантом переселенческой традиции, а с моделью диаспорального типа, когда из локально близких материнских практик выделяются отдельные элементы, из которых формируется некая обобщенная традиция, носящая презентационный и символических характер. С другой стороны, ряд сложившихся явлений в системе хозяйствования приобрели региональную специфику и могут рассматриваться в контексте объектов нематериального этнокультурного достояния.