Ат-Тийара как центральноаравийская ритуальная практика
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-2/159-169
Ключевые слова:
джахилия, Древняя Аравия, ауспиции, авгуры, арабская литератураАннотация
В статье рассматривается феномен аравийских «ауспиций». Основываясь на свидетельствах средневековых историографов и лексикографов, автор анализирует этимологию понятий al-ṭiyarah, al-ʿiyyāfah и al-zaǧr, указывающих на гадание по поведению птиц, млекопитающих и рептилий: в то время как концепт al-ṭiyarah отсылает к целому комплексу суеверий, связанных с животным миром, термин al-ʿiyyāfah обозначает пассивное наблюдение за движением или криками птиц и их последующую интерпретацию, а al-zaǧr — стимуляцию прорицателем отобранных им животных. Видовая принадлежность гадательных зверей определена рядом архаических представлений арабов о мире и человеке: так, в числе хтонических животных упоминались падальщики, птицы или скот, обладающий физическим изъяном, а также совы — тотемические существа, олицетворявшие разлученный с истлевшим телом человеческий дух. Ритуал al-zaǧr реконструируется автором статьи как действие, призванное напугать животное и принудить его к движению — в правую (sāniḥ) или левую (bāriḥ) сторону. Если обитатели Неджда признавали «добрыми вестниками» предметы, расположенные справа от наблюдателя или движущиеся справа налево, то жители Хиджаза, напротив, считали «благословенными» вещи, расположенные с левой стороны от «авгура». Отдельно анализируется связь упомянутых выше пространственных понятий с визуализацией временных координат (как правило, древние арабы отождествляли bāriḥ с прошлым, а sāniḥ — с будущим) и со сторонами света (bāriḥ, ša(i)māl — север, sāniḥ, yamīn — юг). Кроме того, делается вывод о минимальной институализации обычаев al-ṭiyarah в джахилийском обществе.