Феномен цифровой культуры как предмет изучения современной науки

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-2/118-128

Авторы

  • Елена Грязнова Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина https://orcid.org/0000-0003-3093-2602

Ключевые слова:

цифровая культура, информационная цивилизация, сфера общественной жизни, человек

Аннотация

В современном мире происходят изменения в представлениях о науке. На смену академической науке как системе фундаментального научного знания, регулируемого социальными исследовательскими институтами и отношениями, целью которого является получение истины, приходит постакадемическая наука. Она характеризуется не столько вниманием к теоретическим сюжетам, сколько в большей степени уровнем практических компетенций, которые широко и быстро внедряются во все сферы деятельности человека. Возникает ряд противоречий между этими двумя этосами науки, порождающими целый спектр проблем, среди которых коммерциализация исследований и их результатов, утрата этических норм работы ученого, пренебрежение критериями научного познания и строгой, научно апробированной методологией исследования и т. п. Как следствие мы имеем сегодня опережающее внедрение технологий по сравнению с их теоретическим осмыслением, пониманием сущности новых парадигм культуры, создаваемых современной наукой. Это, в свою очередь, приводит к нарушению баланса во взаимодействии человека и универсума. Одним из важнейших элементов такого взаимодействия является цифровая культура. Она становится сегодня предметом изучения всего спектра научного знания: естественного, гуманитарного, технического, социального. Применение различных подходов и методов в исследовании данного феномена приводит к появлению множества определений цифровой культуры, которые не всегда можно свести к единому пониманию и толкованию. Это отражается на качестве получаемых результатов, приводит к метафоризации понятий и нередко к их смысловому искажению. В данной работе автор предпринимает попытку исследования многогранного явления цифровой культуры как предмета современного научного знания, на базе фундаментального подхода академической науки, включающего три основных уровня: антропологический, социальный и цивилизационный.

Биография автора

  • Елена Грязнова, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

    Грязнова Елена Владимировна — д. ф. н., профессор кафедры философии и теологии, НГПУ им. К. Минина (Российская Федерация, 603005 Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1). Эл. почта:  egik37@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3093-2602

    Ссылка при цитировании: Грязнова Е. В. Феномен цифровой культуры как предмет изучения современной науки // Вестник антропологии. 2024. № 2. С. 118–128.

Опубликован

08.06.2024

Выпуск

Раздел

Киберэтничность и цифровая культура