Три века «каменной симфонии» на Верхней Каме
10.33876/2311-0546/2024-1/267-285
Ключевые слова:
Иван IV, Строгановы, Смута, Петр I, архитектурные стили, эстетические и социальные задачи, региональные особенности, наследиеАннотация
В статье рассматривается процесс накопления значительных материальных, финансовых средств представителями старинной российской династии Строгановыми, что позволило им не только давать практически безвозвратные ссуды правительству России в трудные годы Смуты и представителям новой династии Романовых, но и пользуясь расположением монархов, построить ряд зданий в стиле «московского барокко» в первой трети XVIII вв. в свой резиденции в Северном Прикамье в с. Новое Усолье, которые уже три столетия вызывают восхищение у всех жителей и гостей Пермского Прикамья. Анализируется сложная эпоха «бунташного XVII в.» когда формировались мировоззренческие основы стиля барокко с российской спецификой. Нарышкинское или московское барокко определяется как «связующие звено» между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в новой столице России уже в западноевропейском духе Санкт-Петербурга (петровским барокко). Проводится утверждение, что появление «строгановского барокко» (стиля) хотя и сохраняло основные черты «московского/нарышкинского барокко», прежде всего в стремлении к величию образов и пышности форм, динамичности образов и контрастности, тем не менее заказчики магнаты Строгановы не всегда придерживались «стандартной модели» московского барокко. Это позволяет говорить о самостоятельном архитектурном «строгановском стиле» той эпохи. В грандиозных монументах, одним из которых без всякого сомнения являются Палаты Строгановых в г. Усолье Пермского края, произошло слияние различных родов, видов и жанров искусства. Для «строгановского стиля» характерна, прежде всего, относительная локальность, а в художественном плане представляющие его архитектурные памятники, по сравнению с московскими памятниками («нарышкинского барокко») отличаются более насыщенным декоративным оформлением, где элементы ордера часто имеют более «классический облик», чем на московских памятниках.