Религиозные представления племен — носителей кобанской археологической культуры в свете данных петроглифики
10.33876/2311-0546/2024-1/127-137
Ключевые слова:
кобанская археологическая культура, религия, культы, структура мироздания, петроглифы, амулеты, солярные символы, бронзовые статуэтки, свастика, чеченцыАннотация
В статье рассматриваются религиозные представления древних племен — носителей кобанской археологической культуры на основе интерпретации семантики древнейших символов, которые нашли отражение в бронзовой пластике и петроглифике той эпохи. Богатейший археологический материал (бытовые поселения, могильники, большое количество статуэток людей и животных, культовых предметов) дает возможность объективной реконструкции духовной культуры населения эпохи поздней бронзы и раннего железа. В работе вводится в научный оборот петроглиф у селения Харкарой, расположенного на юго-востоке Чечни. Его копия была в несколько искаженном виде впервые опубликована В. П. Кобычевым в 1973 г. без пояснений и комментариев. Между тем, петроглиф позволяет значительно расширить представления о духовной культуре кобанских племен. Петроглиф представляет собой сложную сюжетную композицию, основой которой являются две свастики. Свастика трактуется автором как модель мироздания в представлениях населения поздней бронзы и раннего железа. Основываясь на этом, он предлагает свою трактовку религиозных воззрений «кобанцев», более сложных, чем представлялось исследователям до сих пор. Обилие солярных символов в кобанской культуре, по мнению автора, дает возможность предположить, что главным религиозным культом у кобанских племен был культ солнца, так же, как и у более позднего населения Северного Кавказа. Методологической основой исследования является совокупность общеисторических, этнографических и археологических методов исследования, использование которых определяется характером изучаемого материала.