«От экспериментальной слюны к учению о личности». Почему педология не стала «царицей наук» в СССР в 1920-1930-х гг.
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-4/252-264
Ключевые слова:
образование в СССР, педология, К. Д. Ушинский, историческая педагогикаАннотация
В статье приводится анализ альтернатив развития системы образования в СССР в 1920-1930-х гг. На основе сопоставления двух тенденций образовательно-воспитательного воздействия на подрастающее поколение в рамках формирования «нового человека», авторы приходят к выводу о существовании конфликта мировоззренческих установок, вызванного различным пониманием категории «душа». Попытки сформировать «нового человека» на основе преимущественно физиологической трактовки структуры личности, предпринятые отечественными педологами, были признаны в середине 1930-х гг. не соответствующими гуманистическим компонентам социалистической морали. Обнаружившаяся взаимосвязь педологии с так называемой «негативной» евгеникой стала основанием для ее запрета. В преддверии мировой войны власть свернула все радикальные эксперименты в области воспитания и образования и в значительной степени «реабилитировала» не только классические формы воздействия на подрастающее поколение, но и содержательные аспекты образовательной политики. Обращение к отечественной исторической традиции в образовании выразилось, в частности, в возвращении нематериальной ценностной категории «душа» в педагогический дискурс в позитивной коннотации. «Одушевленность» образования вновь становится неофициальной основой его социалистического содержания. Теоретическим фундаментом возрождения гуманистического подхода к образованию становятся труды К. Д. Ушинского.