Иконопись в кросс-культурных перспективах: старообрядческая мастерица в румынской среде
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-2/210-218
Ключевые слова:
Липованская культура, старообрядцы в Румынии, династия Рогачевские-Никита, культурная глобализация, иконопись, биографический метод, глокализацияАннотация
Статья является продолжением изучения автором иконописного наследия старообрядческой липованской семьи Рогачевских-Никита. Материал был собран в ходе экспедиционных исследований в Румынии. Рассматривается парадоксальный случай, когда староверка-липованка по рождению и крещению активно работает в иконописи. Сама гендерная ситуация достойна описания и характеристики: в достаточно консервативной старообрядческой среде женщины редко получали благословение на создание «святых образов». Среда в то же время донесла до современности традиционные формы и иконографию (в Румынии пишут иконы не меньше десятка мастеров-мужчин). Здесь это непрерываемая практика, которая может быть названа «живой стариной». В этих обстоятельствах приверженность православию создает индивидуальный лифт – потомственная старообрядка считает себя румынкой и пишет иконы для румын. Происходит прямая трансформация традиций и их адаптация к глобализации. Из потомственной семьи староверов, где были крепки иконописные традиции, практика создания образов уходит под влиянием личных и внешних обстоятельств. Липованская культура проникает в местные практики. В данном случае наблюдается исчезновение традиций в семье и их видоизменение в других условиях, где не поддерживается интерес или, наоборот, идет пересмотр взглядов. Этот пример позволяет проследить более общие тенденции в этноконфессиональной группе. Под влиянием внешних обстоятельств наблюдается не секуляризация, а переход к другим вариантам религиозности.