Уральские скитники в «чулымской и колыванской тайге» (из истории старообрядчества Томской области в конце XIX – первой трети XX вв.)
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-2/184-194
Ключевые слова:
старообрядцы, скиты, Урал, Томская губерния, Чулым, Парбиг, биографии старцевАннотация
Одной из главных задач в изучении такого сложного и противоречивого явления, как русское (и сибирское) старообрядчество является исследование локальных центров разных согласий и толков. По нашему глубочайшему убеждению, лишь такой подход дает возможность воссоздать цельную, объемную картину феномена старообрядчества в России. Статья посвящена реконструкции истории малоизвестного (в наши дни) скитского старообрядческого центра, появившегося в последней четверти XIX в. на территории Томской губернии и просуществовавшего до конца 1930-х гг. Особое внимание автор уделяет воссозданию биографий скитников и скитниц, большинство из которых были уроженцами Урала и до переселения в Сибирь проживали в различных уральских скитах. Комплексное использование источников, имеющих как сибирское, так и уральское «происхождение», позволило существенно расширить наши представления об этих людях, а в отдельных случаях достаточно полно реконструировать жизненный путь выдающихся старцев и стариц, о судьбе которых до этого момента почти ничего не было известно. Затронуты вопросы, связанные с периодизацией переселенческого движения уральских скитников в Сибирь. Анализируются причины миграции значительно числа старообрядцев в Томскую губернию. Рассказывается о их жизни в новых условиях и проблемах, которые в 1930-е гг. привели к новому переселению в еще более отдаленные края – на берега Енисея.