Современные вызовы музейной педагогики и коммуникации: актуализация рефлексии посетителей
DOI: 10.33876/2311-0546/2023-2/35-53
Ключевые слова:
образовательные инновации, критическое мышление, рефлексия, музейное проектирование, музейная педагогика, экспозиция, музейная коммуникацияАннотация
Исследования коммуникативных практик в музейном пространстве в настоящий момент получают все большее распространение. Во многом это связано с тем, что многие экспозиции переосмысляются в соответствии с принципами организации партиципаторного музея, которые предполагают активное вовлечение посетителя и выстраивание с ним прямого диалога. Принципиально важным при этом становится факт транзакции музейного нарратива и донесение его ценности, что возможно только в том случае, если музейная экспозиция способна запустить механизм рефлексии посетителя. В основу настоящей работы положено два предположения: 1) в процессе параметрического анализа экспозиции может быть выделена и описана специфическая группа приемов музейной коммуникации, направленная на актуализацию рефлексии посетителей; 2) приемы построения музейной экспозиции, направленные на запуск рефлексивного осмысления содержания, представлены в меньшей степени, по сравнению с приемами, апеллирующими к другим когнитивным процессам (например, памяти или воображению). Объект исследования: экспозиции музеев Москвы. Предмет: практики и приемы построения экспозиции, актуализирующие рефлексию посетителей. По результатам анализа можно зафиксировать, что московские музеи в целом довольно успешно внедряют в работу различные коммуникативные практики. Однако чаще всего они направлены на повышение эмоционального отклика посетителя, лучшее запоминание информации или развитие воображения. Сложные по своей организации практики актуализации рефлексии, задействующие критическое мышление, используются реже, чем более привычные и прижившиеся в России формы взаимодействия. Это может говорить, с одной стороны, о низкой осведомленности авторов экспозиции об успешном применении практик и приемов такого типа, с другой стороны — о сложности их имплементации, которая требует реорганизации выставки, а также обучения музейных работников и экскурсоводов новым способам работы.