Осетинский нартский эпос: взгляд сквозь призму этнопедагогики

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/220-231

Авторы

  • Зарифа Цаллагова Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

этнокультурное образование, осетинский нартский эпос, этнопедагогика, образование, фольклор, традиции народного воспитания

Аннотация

На протяжении многих веков осетинские эпические сказания о нартах были своеобразным институтом воспитания подрастающих поколений: с самого раннего возраста в сердце и ум ребенка проникали дух, идеалы, стремления народа, творчески отраженные в эпосе. В наше время ценность использования нартского эпоса в качестве содержательной основы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса учебных заведений региона особенно велика, так как в условиях глобализации и нивелировки культурного разнообразия служит одним из рычагов противостояния тотальной вестернизации жизни и образования. В таких условиях эпический материал, художественно притягательный и понятный для учащихся, позволяет пробудить интерес к этническим корням, мифологическим образам, этическим нормам и символам. Доля национально-регионального компонента в общем объеме содержания образования хотя и невелика, но вполне позволяет заложить добрую основу в душу и поведенческий стереотип ребенка, а обращение к нартскому эпосу, мощному пласту осетинского этнокультурного наследия, будит историческую память и формирует духовно-нравственный стержень.

Биография автора

  • Зарифа Цаллагова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Цаллагова Зарифа Борисовна — д. педагог. н., профессор, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32А). Эл. почта: sozieva@mail.ru tsallag@iea.ras.ru

    Ссылка при цитировании: Цаллагова З. Б. Осетинский нартский эпос: взгляд сквозь призму этнопедагогики // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 220—231.

    Статья выполнена в рамках тем НИР: "Общегражданские и этнокультурные ценности в образовании российской молодежи: поиск баланса" (в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление российской идентичности, 2023–2025 гг.).

    Научная литература
    1. Абаев В. И. Нартовский эпос осетин // Нарты. Осетинский героический эпос. Т. 1. М.: Наука, 1990. С. 7–77.
    2. Арутюнов С. А. Глоттогенез и этногенез на Кавказе // Народы Кавказа: антропология, лингвистика, хозяйство. М.: ИЭА РАН, 1994. С. 92–154.
    3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Изд. центр «Академик», 1999. 168 с.
    4. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 276 с.
    5. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. 333 с.
    6. Калоев Б. А. Осетинские историко-этнографические этюды. М.: Наука, 1999. 392 с.
    7. Чибиров Л. А. В. И. Абаев об исторической подоснове нартовских сказаний // Известия СОИГСИ. Вып. 29 (68). 2018. С. 5–14.
    8. Чибиров Л. А. (глав. ред.). Энциклопедия осетинской нартиады в 3-х т. Т. 1. Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2022. 464 С.

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Ценностные ориентации молодежи в ракурсе образования и воспитания