Влияние китайских мифических существ на современную поп-культуру: исследование образа дракона в видеоиграх

DOI:10.33876/2311-0546/2025-2/241-258

Авторы

  • Дарья Зубко Второй Пекинский институт иностранных языков

Ключевые слова:

дракон, видеоигра Black Myth: Wukong, роман «Путешествие на Запад», мифологический образ, Сунь Укун

Аннотация

В статье рассматривается влияние китайских мифических драконов на современную поп-культуру на примере видеоигр, а также анализируется трансформация образа китайского дракона в культурном контексте. Особое внимание уделяется адаптации этого символа, включая возможные изменения в его символике и значении под влиянием массовой культуры. Автор исследует историческое и культурное значение образа дракона в китайской мифологии, его символику и эволюцию в культурном контексте Китая, а также анализирует, как китайские мифические драконы представлены в современных видеоиграх, созданных в Китае, и определяет ключевые черты их образа. Исследование охватывает особенности визуального и смыслового восприятия дракона, а также его роли в сюжетах и механике популярной видеоигры Black Myth: Wukong. Анализ представления китайских мифических драконов в современных видеоиграх, созданных в Китае, позволил выявить культурные трансформации, которые претерпевает этот древний символ в контексте современной поп-культуры. В видеоиграх дракон не только сохраняет свои традиционные черты, но и получает новые интерпретации, отражающие современные тенденции и культурные особенности. Статья освещает способы, с помощью которых китайский мифологический дракон стал значимым культурным элементом, способствующим межкультурному обмену и диалогу между Востоком и Западом.

Биография автора

  • Дарья Зубко, Второй Пекинский институт иностранных языков

    Зубко Дарья Геннадьевна к. и. н., преподаватель, Второй Пекинский институт иностранных языков (Китай, 100024 Пекин, ул. Чаоян, Нанли 1). Эл. почта: dasha.zubko.2018@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Зубко Д. Г. Влияние китайских мифических существ на современную поп-культуру: исследование образа дракона в видеоиграх // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 241–258.

    Научная литература

    Бянь Цзылун. Иконография образа дракона в традиционном китайском декоративно-прикладном искусстве. Дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2022. 150 с.

    Виногродский Б. Б. Искусство управления переменами. Т. 1. Знаки Книги Перемен 1–30. Сост. Ли Гуанди. М.: Эксмо, 2017. 864 с.

    Гарридо В. В. Историко-философское осмысление символа дракона в духовной культуре Китая. Дисс. канд. филос. наук. М., 2023. 266 с.

    Иванова М. Г. Культурные архетипы как объект историко-философского анализа. Дисс. канд. филос. наук. М., 2017. 197 с.

    Кобзев А. И. Китайская астрология // Китайская астрология. Сакральное на традиционном Востоке / отв. ред. А. Л. Рябинин. М.: ИВ РАН, 2017. С. 22–32.

    Лю Дэцзэн. Образы Дракона и Феникса в китайской культуре. СПб.: «КАРО», Пекин: «Шанс» Zhonghua Book Company, 2013. 123 с.

    Маслов А. А. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. М.: Алетейа: Культурный центр «Новый Акрополь», 2006. 480 с.

    Решетов A. M. Дракон в китайской политической традиции // Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции / под ред. В. А. Попова. СПб.: С.-Петерб. тип. № 1 РАН, 1996. С. 142–163.

    Рифтин Б. Л. От мифа к роману: Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М.: Наука, 1979. 358 с.

    Сомкина Н. А. Девять сыновей дракона — феномен китайской культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8–2. С. 213–218.

    Ступникова В. В. Философско-лингвистическое прочтение образа дракона (на основе материалов гадательных надписей цзягувэнь) // Вестник БГУ Философия. 2016. № 3. С. 127–134.

    Ступникова В. В. К вопросу о происхождении образа китайского дракона // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 8. С. 21–26.

    Терехов А. Э. Представления о совершенных мудрецах (шэн) в китайских апокрифах (чэньвэй) эпохи Восточная Хань (25–220 гг. н. э.). Дисс. канд. ист. наук. СПб., 2016. 334 с.

    Фиссер М. В. Дракон в Китае и Японии. М.: «Профит Стайл», 2008. 272 с.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Антропология цифрового человека