Антропология цифрового человека: к вопросу о методологии исследования

DOI:10.33876/2311-0546/2025-2/173-186

Авторы

  • Елена Грязнова Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина https://orcid.org/0000-0003-3093-2602

Ключевые слова:

цифровая культура, цифровой человек, цифровая социализация, антропономия, цифровая антропология

Аннотация

Понятие «цифровой человек» сегодня все чаще становится предметом исследования комплекса социально-гуманитарных наук. На мировоззренческом уровне философские, теологические и другие близкие к ним отрасли знания делают попытки разработать определение данного феномена в рамках универсальных всеобщих категорий и законов. Такой подход дает представление о природе происхождения человека цифровой эпохи, формах его бытия, возможных трансформациях человеческой сущности в будущем и т. д. Общенаучный и частно-научный уровни, представленные такими науками, как социология, психология, педагогика, антропология и др. и их более узкие отрасли разрабатывает методологию изучения «цифрового человека» с общетеоретических и частно-научных позиций. В результате складывается определенное знание о новом человеческом феномене, распределенное по секторам: философия цифрового человека, антропология цифрового человека, социология цифрового человека и т. д. Исследователи цифровой трансформации человека сталкиваются с проблемами выбора методологии исследования и категориального аппарата, так как в современных условиях развития междисциплинарных, межуровневых, межотраслевых взаимосвязей научного знания становится все сложнее ориентироваться в предметах и областях исследования. В новом направлении исследований человека будущего, интегрирующего в себе множество видов научного знания не хватает строго теоретического уровня, на котором должна разрабатываться методология исследования, категориальный аппарат, законы и принципы появления, существования и развития «цифрового человека». В данной работе автор предпринимает попытку обозначения такового уровня в рамках антропологии.

Биография автора

  • Елена Грязнова, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

    Грязнова Елена Владимировна — д. ф. н., профессор кафедры философии и теологии, Нижегородский государственный педагогический ун-т им. К. Минина (Российская Федерация, 603005 Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1). Эл. почта: egik37@yandex.ru  ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3093-2602

    Ссылка при цитировании: Грязнова Е. В. Антропология цифрового человека: к вопросу о методологии исследования // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 173–186.

    Научная литература

    Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И., Фролова Е. В. Риски цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 355–368. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.21

    Грязнова Е. В. Феномен цифровой культуры как предмет изучения современной науки // Вестник антропологии. 2024. № 2. С. 119–128. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2024-2/118-128

    Грязнова Е. В. Субстратный подход в исследовании цифровой культуры // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 68–75.

    Грязнова Е. В., Зеленов Л. А. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт: монография. Гжель: ГГУ, 2015. 161 с.

    Зеленов Л. А. Человековедение — стратегический междисциплинарный комплекс // Мир человека: альманах. Вып. 2 (5). Н. Новгород: ВВАГС. 2003. С. 13–28.

    Золотухина-Аболина Е. В. Философская антропология. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 251 с.

    Ильянович Е. Б. Цифровая антропология: новые возможности исследований человека // Практическая философия: состояние и перспективы: сборник материалов V научной конференции, Симферополь-Ялта, 26–27 мая 2022 года / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; Институт «Таврическая академия». Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. С. 88–94.

    Петрова Е. В. Экология цифровой среды как попытка ответа на цивилизационные вызовы цифровой эпохи // Вопросы философии. 2022. № 11. С. 99–109. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-11-99-109

    Пищик А. М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция антропономии // Евразийский союз ученых. 2015. № 10–6 (19). С. 123–126.

    Равочкин Н. Н. Цифровая антропология: теоретический фундамент и поиск новых моделей человека // Российский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 1. С. 19–28. https://doi.org/10.15643/libartrus-2023.1.2

    Розов Н. С. Законы биосоциальной эволюции и главные морфологические новации в антропогенезе // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 470. С. 180–188. https://doi.org/10.17223/15617793/470/21

    Романова Е. А., Брель Е. Ю. К проблеме исследования социализации обучающихся и педагогов в цифровой образовательной среде в разрезе теории поколений // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. № 1 (89). С. 92–98. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-1-92-98

    Смирнов С. А. Место человека в антропологии будущего. Концептуальный контур // Человек как открытая целостность: монография / отв. ред. Л. П. Киященко, Т. А. Сидорова. Новосибирск: Академиздат, 2022. С. 54–62.

    Солдатова Г. У. Поколение цифровой социализации: гиперподключенность и новая социальность // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 декабря 2021 года. Москва: Российская академия образования, 2022. С. 259–264.

    Сомов В. А. Педагогическое искусство К. Д. Ушинского сквозь призму исторической действительности // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. № 1 (46). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-4 

    Ташмухамедова Д. Г. Подросток в виртуальном мире (на материалах Узбекистана) // Вестник антропологии. 2023. № 1. С. 256–276. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2023-1/256-276

    Теплых Г. И., Левицкая А. А. Теология в контексте угроз цифровизации // Теологическое образование в условиях цифровизации: вызовы, смыслы, практики: сборник материалов регионального этапа V Всероссийской научно-практической конференции «Теология в научно-образовательном пространстве». Екатеринбург, 21–22 октября 2021 г. Екатеринбург, 2022. С. 8–20.

    Чернавин Ю. А., Баринова Г. В. Человек в пространстве цифровой культуры // Вопросы философии. 2023. № 4. С. 29–39. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-4-29-39

    Gryaznova E. V., Treushnikov I. A., Goncharuk A. G. The Role of Information Culture in the Formation of a Cultural Ideal // Perspectives of Science and Education. 2020. No. 1 (43). P. 379–388. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.27

    Gryaznova E. V., Lanskaya I. A., Kozlova T. A. Virtual reality as a category of psychology within the information concept // Perspectives of Science and Education. 2020а. No. 2 (44). P. 308–316. https://doi.org/10.32744/pse.2020.2.24

    Zakharova, V. T., Kudryavtseva, I. S. Spiritual and Moral Features of Training Master's Students: Social and Humanitarian Aspect // Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2024. Vol. 4. No. 46. P. 60–77.  https://doi.org/10.21902/Revrima.v4i46.7239  

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Антропология цифрового человека