Социокультурная среда как ресурс адаптации обучающихся с миграционной историей
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/67-85
Ключевые слова:
социокультурная среда, адаптация детей из семей с миграционной историей, адаптация средствами образования, дети иностранных граждан, миграционные исследованияАннотация
В статье обобщены результаты социологического исследования «Потенциал социокультурной среды и межведомственного взаимодействия для решения образовательных задач адаптации обучающихся из числа несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей». В исследовании 2024 г. приняло участие 125 педагогов из 14 регионов Российской Федерации, представляющих школы со значительной долей таких обучающихся. Авторы ставили перед собой задачи выделить основные факторы внутренней среды российских образовательных организаций, способствующие повышению уровня адаптированности несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей; изучить степень и характер взаимодействия школ (учителей, классных руководителей, администрации, социальных педагогов) с семьями с миграционной историей; выявить степень вовлеченности образовательных организаций во взаимодействие с национально-культурными и религиозными объединениями на направлении адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей; проанализировать внешнюю среду образовательных организаций и оценить доступность объектов, способствующих социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей, на территории их проживания.