Социокультурная среда как ресурс адаптации обучающихся с миграционной историей

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/67-85

Авторы

  • Елена Омельченко Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-2019-2586
  • Анна Шевцова Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0003-3602-4728
  • Арина Бурова Московский педагогический государственный университет

Ключевые слова:

социокультурная среда, адаптация детей из семей с миграционной историей, адаптация средствами образования, дети иностранных граждан, миграционные исследования

Аннотация

В статье обобщены результаты социологического исследования «Потенциал социокультурной среды и межведомственного взаимодействия для решения образовательных задач адаптации обучающихся из числа несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей». В исследовании 2024 г. приняло участие 125 педагогов из 14 регионов Российской Федерации, представляющих школы со значительной долей таких обучающихся. Авторы ставили перед собой задачи выделить основные факторы внутренней среды российских образовательных организаций, способствующие повышению уровня адаптированности несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей; изучить степень и характер взаимодействия школ (учителей, классных руководителей, администрации, социальных педагогов) с семьями с миграционной историей; выявить степень вовлеченности образовательных организаций во взаимодействие с национально-культурными и религиозными объединениями на направлении адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей; проанализировать внешнюю среду образовательных организаций и оценить доступность объектов, способствующих социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и других категорий детей с миграционной историей, на территории их проживания.

Биографии авторов

  • Елена Омельченко, Московский педагогический государственный университет

    Омельченко Елена Александровна — д. и. н., декан факультета регионоведения и этнокультурного образования, профессор кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», заместитель директора, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119571 Москва, пр. Вернадского, д. 88). Эл. почта: etno1@dol.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2019-2586

  • Анна Шевцова, Московский педагогический государственный университет

    Шевцова Анна Александровна — д. и. н., профессор кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119571 Москва, пр. Вернадского, д. 88). Эл. почта: ash@inbox.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3602-4728

  • Арина Бурова, Московский педагогический государственный университет

    Бурова Арина Александровна — магистр социологии, специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет (Российская Федерация, 119571 Москва, пр. Вернадского, д. 88). Эл. почта: aa.burova@mpgu.edu

    Ссылка при цитировании: Омельченко Е. А., Шевцова А. А., Бурова А. А. Социокультурная среда как ресурс адаптации обучающихся с миграционной историей // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 67–85.

    Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации (тема № 124031100002-4 «Социокультурная среда как ресурс адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей»).

    Научная литература

    Аббасова А. А. Особенности обучения детей мигрантов в условиях поликультурной среды // Вестник РУДН. Сер. Вопросы образования: языки и специальность. 2010. № 4. С. 5–8.

    Афонькина Ю. А., Кузьмичева Т. В., Бурцева А. В. Социальная и образовательная адаптация детей из семей мигрантов в условиях развития образования на Кольском Севере: проектирование деятельности образовательной организации: монография. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. 182 с.

    Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2008. 297 с.

    Деминцева Е. Б. Этнические VS социальные границы: дети мигрантов в школах // Этнографическое обозрение. 2019. № 2. С. 98–113. https://doi.org/10.31857/S086954150004878-5

    Иванова Г. П., Стецевич М. Ю., Ширкова Н. Н. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. № 2 (25). С. 106–115.

    Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65–74. http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/17120

    Малиновская С. М., Люрья Н. А. Методологические основания и организационно-педагогические условия успешного образования детей мигрантов // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 103–111.

    Обухова Л. Ф., Евстратова Е. Е. Психологические условия включения детей-мигрантов в новую социокультурную среду // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 5. С. 175–181.

    Омельченко Е. А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования): Дис. … д-ра истор. наук. 5.6.4. Этнология, антропология и этнография (исторические науки). М., 2022. 515 с.

    Погребицкая Е. М. Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 106–112.

    Хамраева Е. А. Достижение результатов ФГОС у детей мигрантов: коллективные формы обучения в поликультурной образовательной среде // Вестник РУДН. Сер. Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 4. С. 26–37.

    Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 18. № 3. С. 5–17.  

    Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 1. С. 95–103.

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Дети с миграционной историей и школа