Взаимодействие обучающихся с артефактами учебной повседневности как антропологическая практика

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-2/44-66

Авторы

Ключевые слова:

артефакт, антропологический подход, образовательная среда, , репрезентация, история, учебная повседневность

Аннотация

В статье на основе проведенного в 2023/24 гг. исследования рассматривается взаимодействие обучающихся с артефактами учебной повседневности с позиции антропологических практик. В эпоху цифрового контента и виртуальных коммуникаций максимально интересно отслеживать процессы взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей с предметами и вещами школьной жизни. Интерес детей к артефактам не случаен. В школе, музее, в домашней коллекции они сталкиваются с артефактами исторического, героического либо бытового прошлого, которые “говорят” с ними на языке эпохи. Школа это сосредоточение ученических артефактов от грамот и кубков, наград и медалей до старой линейки, стенгазеты 1980-х или надписи на стене в школьном дворе. Артефакт учебной повседневности это материальная или абстрактная сущность, созданная людьми ранее (имеющая историческую ценность) или создаваемая участниками образовательного процесса в моменте деятельности или события в образовательной среде, способная дать определенный опыт, эмоцию, впечатление, способствующая появлению традиций. Артефакты всегда определяются участниками образовательных отношений как важные, ценные, интересные, вызывающие эмоциональный отклик, социально значимые. В ходе нашей работы мы изучали антропологические практики взаимодействия обучающихся, администраторов, педагогов с артефактами учебной повседневности в образовательных организациях, занимающих как старые, исторические здания, с музейными пространствами и легендами, так и новые, без значимой истории. В ходе работы мы выявили разные способы взаимодействия с артефактами учебной повседневности: через взаимодействие с исторической архитектурой и интерьерами, вещами и предметами музейных коллекций, артефактами учебной повседневности на уроках и во внеурочное время, созданием псевдоартефактов и символов для поддержания собственной значимости в образовательной среде. Было установлено, что старшеклассники лучше выделяют себя и выстраивают антропологические границы при взаимодействии с артефактами, чем ученики начальной школы и 5–6-х классов. Более глубокий социальный опыт, развитие самопрезентации и самоопределение себя и своих границ помогает им формировать свою историю через вещи и предметы школьной жизни, обогащая границы антропологического опыта своими ценностями, намерениями, интересами и ожиданиями.

Биографии авторов

  • Елена Иванова, Московский городской педагогический университет

    Иванова Елена Владимировна — к. психолог. н., доцент, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (Российская Федерация, 129226 Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4). Эл. почта: ivanovaev@mgpu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4740-4235

  • Екатерина Барсукова, Московский городской педагогический университет

    Барсукова Екатерина Михайловна — научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы «Московский городской педагогический университет» (Российская Федерация, 129226 Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4). Эл. почта: barsukovaem@mgpu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3080-7967

  • Александра Янгуразова, Московский городской педагогический университет

    Янгуразова Александра Олеговна — младший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (Российская Федерация, 129226 Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4). Эл. почта: blinovaao@mgpu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9917-0047

    Ссылка при цитировании: Иванова Е. В., Барсукова Е. М., Янгуразова А. О. Взаимодействие обучающихся с артефактами учебной повседневности как антропологическая практика // Вестник антропологии. 2025. № 2. C. 44–66.

    Исследовательская работа финансируется Российским научным фондом по результатам конкурса “Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами (региональный конкурс)” от 2022 г. Проект № 23-28-10209.

    Научная литература

    Беззубова О. В. Музей как объект философско-антропологического исследования // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы международной научной конференции: к 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Серия “Symposium”. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. C. 179–183.

    Белов Е. А. Проблема классификации культурных артефактов // Вестник ЧГАКИ. 2014. №1 (37). С. 43–46.

    Вартофский М. В. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988. 507 с.

    Воропаев М. В. Проблема предметной определенности повседневности как педагогического феномена // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 178–185.

    Гурин С. П. Практики себя и практики другого // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2014. № 8. С. 244–264.

    Иванова Е. В., Тер-Григорян А. Э. Сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации школьных зданий // Образование и город: Третья миссия университета. Ресурсы взаимного развития: Сборник статей по итогам Пятого и Шестого ежегодных международных симпозиумов. 2022–2023 / отв. ред. С. Н. Вачкова. М.: Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2023. С. 127–142.

    Иванова Е. В., Барсукова Е. М., Блинова А. О., Тер-Григорян А. Э. Репрезентация истории школы через сохранение артефактов учебной повседневности в процессе реновации и строительства школьных зданий // Перспективы науки и образования. 2024. № 2 (68). С. 62–79. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.4

    Коджаспирова Г. М. Педагогическая антропология как отрасль знания // Вестник МГПУ. Серия “Педагогика и психология”. 2012. № 4 (22). С. 8–20.

    Ломакина И. С., Дуранов М. Е. Антропологический подход и профессиональная подготовка студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия “Образование, здравоохранение, физическая культура”. 2005. № 4 (44). Вып. 5. Т. 2. С. 52–55.

    Обухов А. С., Федосеева А. М., Байфорд Э. Введение в профессию: психолог образования: учебник и практикум для академического бакалавриата. Серия: Бакалавр. Академический курс / отв. ред. А. С. Обухов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 391 с.

    Поляков С. Д. Школьная повседневность: эскиз пейзажа // Народное образование. 2011. № 5 (1408). С. 230–236.

    Полякова И. П. Повседневность как объект научного познания // Философия и культура. 2019. № 2. С. 24–37. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2019.2.29185.

    Роботова А. С. Почему нужно изучать педагогическую повседневность? // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 99–109.

    Рождественская Л. В. Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 25–29.

    Слободчиков В. И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 3–7.

    Флиер А. Я. Алгоритм интерпретации культурных артефактов в образовании // Культура культуры. 2018. № 1 (17) С. 13–20.

    Швачко Е. В., Калугина Т. А. Средовой подход в методологии педагогического исследования: содержательный и функциональный аспекты // Вестник "Өрлеу" — kst. 2017. № 3 (17). С. 21–25.

    Bradley J. M., Pöyhönen S. Walking with: Understandings and Negotiations of the Mundane in Research // Applied Linguistics Review. 2025. Vol. 16. No. 1. P. 345–367. https://doi.org/10.1515/applirev-2024-0069

    Brezack N., M. Radovanovic M., Woodward A. L. Everyday Interactions Support Toddlers’ Learning of Conventional Actions on Artifacts // Journal of Experimental Child Psychology. 2021. Vol. 210. P. 105201.  https://doi.org/10.1016/j.jecp.2021.105201

    Hahn H.-P. Materielle Kultur. Eine Einführung. Berlin: Reimer Verlag, 2005. 206 p. http://dx.doi.org/10.5771/9783496030287

    Kairė S. Significant Artifacts in Schools: Teacher and Pupil Perspectives // Journal of Education, Culture, and Society. 2016. Vol. 7. P. 131–149. https://doi.org/10.15503/jecs20162.131.149

    König G. M. Auf dem Rücken der Dinge. Materielle Kultur und Kulturwissenschaft // Unterwelten der Kultur. Themen und Theorien der volkskundlichen Kulturwissenschaft / ed. by K. Maase, B. J. Warneken. Köln: Böhlau Verlag, 2003. P. 95–118.

    König G. M. Das Veto der Dinge. Zur Analyse materieller Kultur // Die Materialität der Erziehung. Kulturelle und soziale Aspekte pädagogischer Objekte. Zeitschrift für Pädagogik. Beiheft / ed. by K. Priem, G. M. König, R. Casale. Weinheim u.a.: Beltz. 2012. P. 14–31. https://doi.org/10.25656/01:7195

    Mörtsell S. 2024. Lesson Enactments: Maintenance in Everyday Educational Practice // Postdigital Science and Education. 2024. Vol. 6. P. 595–609. https://doi.org/10.1007/s42438-023-00401-z

    Parker B. D. Schools as Discriminatory Artifacts // Perspectives on Urban Education. 2016. Vol. 13. P. 76–80.

    Reh S., Scholz J. Schülerzeitungen als Artefakte. Schulkulturen in den 1950er und 1960er Jahren // Die Materialität der Erziehung. Kulturelle und soziale Aspekte pädagogischer Objekte. Zeitschrift für Pädagogik, Beiheft / ed. by K. Priem, G. M. König, R. Casale. Weinheim u.a.: Beltz, 2012. P. 105–123. https://doi.org/10.25656/01:7201

    Richardson C., Mishra P. Learning Environments that Support Student Creativity: Developing the SCALE // Thinking Skills and Creativity. 2018. Vol. 27. P. 45–54. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2017.11.004

    Silseth K., Erstad O. Exploring Opportunities, Complexities, and Tensions When Invoking Students' Everyday Experiences as Resources in Educational Activities // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 112. P. 103633. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103633

Опубликован

08.06.2025

Выпуск

Раздел

Педагогическая антропология