Организация пространства и локальная мифологическая картина мира у коренных народов Западной Сибири: опыт построения визуальных схем

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-1/255-270

Авторы

  • Полина Карась Институт проблем освоения Севера, ФГБУН ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН https://orcid.org/0000-0002-3034-5734

Ключевые слова:

культурный ландшафт, визуальная антропология, ненцы, ханты, сибирские татары, духи-покровители, демонические существа

Аннотация

Организация жизненного пространства различных этнических общностей имеет свои особенности, которые в значительной мере обусловлены мифологическими представлениями сообщества. В статье предлагается рассмотреть структуру традиционных поселений и прилежащих к ним освоенных территорий некоторых этнических групп Западной Сибири в совмещении с их мифологической картиной мира. В качестве образца подобной работы была взята визуализированная схема, подготовленная известным теоретиком культурной географии В. Н. Калуцковым на примере поморской деревни. Для построения схем были отобраны сведения с достаточно конкретной этнолокальной и культурной привязкой: ясколбинские (заболотные) татары, аганские ханты и ненцы Ямальской и Гыданской тундры. Апробация подхода показала его хорошие адаптивные возможности в работе с существенно различающимися этнографическими материалами. Такие характерные черты выстраиваемых схем, как ёмкость и наглядность, дают основания предполагать, что их можно будет удобно использовать как для аналитической работы, так и в качестве иллюстративного материала в научной, образовательной и просветительской деятельности.

Биография автора

  • Полина Карась, Институт проблем освоения Севера, ФГБУН ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН

    Карась Полина Леонидовна — лаборант, Институт проблем освоения Севера, ФГБУН ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН (Российская Федерация, 625008 Тюмень, Червишевский тракт, 13). Эл. почта: karas.polin@gmail.com ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3034-5734

    Ссылка при цитировании: Карась П. Л. Организация пространства и локальная мифологическая картина мира у коренных народов Западной Сибири: опыт построения визуальных схем // Вестник антропологии. 2025. № 1. C. 255–270.

    Научная литература
    1. Бакиева Г. Т. Демонические существа у заболотных татар (по материалам полевых исследований) // Народы Сибири и Дальнего Востока с древних времён до наших дней Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2022. С. 303–308.
    2. Бакиева Г. Т. Сакральные места в традиционной культуре заболотных татар // Башкиры в контексте междисциплинарных исследований тюркских народов Евразии. Уфа: Самрау, 2021. С. 99–104.
    3. Бакиева Г. Т. Легенды, предания, мифы Заболотья. Исследования и тексты. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2023. 152 с.
    4. Валеев Ф. Т. О религиозных представлениях западносибирских татар // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX — начала XX в.). Л.: Наука Л.о., 1976. С. 320–331.
    5. Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Сибирские татары // Тюркские народы Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Томилов. М.: Наука, 2006. С. 26–124.
    6. Головнёв A. B. О культе нгытарма и сидрянг у ненцев // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным: Тезисы докладов. Томск, 1985. С. 45–48.
    7. Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 600 c.
    8. Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. 344 с.
    9. Головнёв А. В., Гарин Н. П., Куканов Д. А. Оленеводы Ямала (материалы к Атласу кочевых технологий). Екатеринбург: УрО РАН, 2016. 152 с.
    10. Исаченко А. Г. Образное восприятие в географическом познании мира // Известия РГО. 2001. Т. 133. Вып. 3. С. 24–33.
    11. Каганский В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 576 с.
    12. Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии: монография. М.: «Новый хронограф». 2008. 320 с.
    13. Калуцков В. Н. Этнокультурное ландшафтоведение: учебное пособие. М.: Географический факультет МГУ, 2011. 109 с.
    14. Корусенко М. А., Ожередов Ю. И., Ярзуткина А. А. Мифология сибирских татар в символах образов и вещей (опыты прочтения): Труды Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. Т. V. 264 с.
    15. Корусенко М. А. Люди и духи в жилище сибирских татар // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск, 2007. С. 495–497.
    16. Корусенко М. А., Диянова А. М. Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX – начале XXI в.: представление о духах-хозяевах освоенных пространств // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2011. № 2. С. 186–195. http://www.ipdn.ru/_private/a15/186-195.pdf
    17. Корусенко М. А., Диянова А. М. Традиционное мировоззрение барабинских татар во второй трети XX – начале XXI в.: представления о духах-хозяевах «чужих» пространств // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 1. С. 83–91. http://www.ipdn.ru/_private/a16/83-91.pdf
    18. Корусенко М. А., Мерзликин В. В. Мэцкэй, убыр, оцкур в мифологических представлениях сибирских татар (опыт анализа образов) // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание: сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Л. Бережнова, Н. А. Томилов. Омск: Изд-во Омск. ун-та, 2005. С. 144–159.
    19. Кулемзин В. М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 192 с.
    20. Лавренова O. A. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. М.: Институт Наследия. 2010. 330 с.
    21. Лар Л. А. Культовые памятники Ямала. Хэбидя я. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003. 173 с.
    22. Лар Л. А. Шаманы и Боги: монография. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 1998. 39 с.
    23. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1998. 136 с.
    24. Мартынова Е. П. Очерки истории и культуры хантов. М.: Наука, 1998. 235 с.
    25. Матвеев А. В. Горизонтальная структура мифологического пространства // История и культура татар Западной Сибири / отв. ред. Г. Ф. Габдрахманова. Казань: Артифакт, 2015. С. 478–483.
    26. Перевалова Е. В., Карачаров К. Г. Река Аган и ее обитатели. Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия «ГРАФО», 2006. 352 с.
    27. Сподина В. И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (Ханты). Мегион: [б. и.], 1995. 176 с.
    28. Тихомирова М. Н. Обереги в традиционно-бытовой культуре заболотных татар (по полевым материалам) // Сулеймановские чтения – 2006: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2006. С. 117–118.
    29. Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера: (2-я половина XIX – начало XX в.). (Сборник МАЭ; т. 33). Ленинград: Наука, 1977. С. 5–28.
    30. Ярзуткина А. А. Мифологические представления и реликты доисламских верований // История и культура татар Западной Сибири / отв. ред. Г. Ф. Габдрахманова. Казань: Артифакт, 2015. С. 483–493.
    31. Ярзуткина А. А. Ритуалы достатка: Традиционные земледельческие, скотоводческие и промысловые культы сибирских татар. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012. 320 с.

Опубликован

15.03.2025

Выпуск

Раздел

Антропология демонического: магия и сверхъестественное в культуре народов Азии