Презентация этнокультурного наследия Ямала в киберпространстве: опыт музеев в социальной сети ВКонтакте

DOI: 10.33876/2311-0546/2025-1/129-147

Авторы

  • Елизавета Комова Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН https://orcid.org/0000-0001-8895-106X

Ключевые слова:

Ямал, музеи, интернет, социальная сеть, наследие, этноресурс, этноконтент

Аннотация

Музейные экспозиции (в том числе виртуальные) — яркая и востребованная форма презентации этноресурса. Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из самых музеефицированных регионов Российской Арктики и имеет огромный опыт реализации разных проектов этнической направленности. Многие местные инициативы находят свое начало в киберпространстве, что не только помогает в повседневной деятельности музея, но и способствует популяризации музейных собраний. Поэтому целью исследования стало изучение тенденций цифровизации культуры через музейные он-лайн площадки: в группах музеев ЯНАО в социальной сети ВКонтакте. ВКонтакте изучаемые музеи зарегистрированы как открытые группы, которые в среднем регулярно обновляют свои страницы, подписчикам доступно использование различных инструментов виртуального взаимодействия (запись на стене, создание и обсуждение тем и пр.). Фокус исследования был направлен на изучение контента с этнической спецификой. В создании постов использовались разные форматы (текстовый, фотоиллюстративный, видеографический и аудио-звуковой). Этнические праздники, фестивали, мастер-классы, экскурсии — популярные информационные поводы для публикаций. Помимо мероприятий, проводимых в физическом пространстве музея, рассмотрены проекты, созданные специально для виртуальных посетителей — цифровая библиотека, циклы видеороликов, конкурсы и др. Для проведения исследования была подготовлена анкета, состоящая из 12 вопросов, ее заполнили онлайн более 100 подписчиков из 14 музеев. По результатам опроса респонденты отвели группам музеев в социальных сетях роль завлекающего информатора для виртуальной аудитории, главной целью которого является преобразование ее в реальную.

Биография автора

  • Елизавета Комова, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

    Комова Елизавета Александровна — аспирант, младший научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 3). Эл. почта: el_fedorova21@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8895-106X

    Ссылка при цитировании: Комова Е. А. Презентация этнокультурного наследия Ямала в киберпространстве: опыт музеев в социальной сети ВКонтакте // Вестник антропологии. 2025. № 1. C. 129–147.

    Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-78-10079 (https://rscf.ru/project/23-78-10079/).

    Научная литература
    1. Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 600 c.
    2. Головнев А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб: МАЭ РАН, 2021. 280 с.
    3. Головнев А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 343 с.
    4. Головнев А. В. Музейное мышление: соблазн открытия и инстинкт хранения // Кунсткамера. 2019. № 3 (5). С. 9–18. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2019-3(5)-9-18
    5. Киссер Т. С. Музей реальный и виртуальный (опыт российских немцев) // Уральский исторический вестник. 2019. № 4(65). С. 82–89. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2019-4(65)-82-89
    6. Комова Е. А. Этнокультурное наследие в музеях Ямала: концепции и экспозиции // Ежегодник финно-угорских исследований. 2023. № 4. С. 587–596. https://doi.org/10.35634/2224-9443-2023-17-4-587-596
    7. Куринских П. А. Перспективы развития социальных сетей в деятельности музеев РАН // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 54. С. 24–32.
    8. Рындина О. М. Этническая культура, цифровизация и неотрадиционализм // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 264–274. https://doi.org/10.17223/22220836/35/24
    9. Рындина О. М. Коды традиционной культуры и этническая идентичность в современности // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. № 1 (2). С. 40–44.
    10. Сизова И. А., Гордин В. Э. Цифровизация музеев: трудности, успехи, перспективы (по материалам социологического исследования) // Информационное общество. 2022. № 4. С. 35–44. https://doi.org/10.52605/16059921_2022_04_35
    11. Сизова И. А. Монетизация музейных онлайн-продуктов: механизмы, стратегии, примеры // Вопросы музеологии. 2022. 13 (1). С. 140–148. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.110
    12. Сизова И. А. Музей и социальные сети: направления работы // Труды Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Шатиловские чтения — 2014». Сб. статей / ОГАУК «ТОКМ им. М. Б. Шатилова». Томск: Издательство «Ветер», 2016. С. 57–61.
    13. Goode G. B. The origins of natural science in America. S. G. Kohlstedt (Ed.). Washington: Smithsonian Institution Press. (1891) 1991. 411 p.
    14. Johnson M. A., Sink W. (eds.). Ethnic Museum Public Relations: Cultural Diplomacy and Cultural Intermediaries in the Digital Age // Public Relations Inquiry. 2013. Vol. 2 (3). P. 355–376. https://doi.org/10.1177/2046147X13491762
    15. Kelly L. The Connected Museum in the World of Social Media // Museum Communication and Social Media / ed. by Kirsten Drotner & Kim Christian Schrøder. New York: Routledge, 2013. P. 88–109.
    16. Weil S. From being about something to being for somebody: The ongoing transformation of the American museum // Daedalus. 1999. Vol. 128 (3). P. 229–258.
    17. Underberg N. M., Zorn E. (eds.). Digital ethnography: anthropology, narrative, and new media. Austin: University of Texas Press. 2013. 127 p.

Опубликован

15.03.2025

Выпуск

Раздел

Музеи и культурное наследие