Кафедре этнологии Московского университета 85 лет: институционализация, качественный рост и профессиональная зрелость (1939–1986 гг.)
DOI: 10.33876/2311-0546/2025-1/7-21
Ключевые слова:
Московский университет, исторический факультет, кафедра этнологии, институционализация этнографии как университетской дисциплиныАннотация
В статье в дисциплинарном и общеисторическом контекстах рассматривается история университетской кафедры этнологии в советский период. Данные контексты позволяют понять логику становления и развития этой научной дисциплины в университете. Из 85 лет существования этнологии в Московском университете без малого 60 лет приходятся на советскую эпоху. Именно в советский период был обеспечен расцвет фундаментальной науки в нашей стране, включая этнографию. Но он породил не только достижения, преимущества и преференции, но также потери, стеснительные ограничения и жесткий контроль. Тем не менее в послевоенный период этнография прошла в университетских стенах процесс институционализации, обрела устойчивый статус самостоятельной дисциплины, инкорпорированной в структуру исторического факультета (шире – исторического знания), сложилась в основном концепция профессионального образования. В «среднюю» и «позднюю» советские эпохи сформировался патерналистский тип взаимоотношений государства и науки. На развитие университетской этнографии влияние политики государственного патернализма было однозначно позитивным. Институционализация этнографии как учебной дисциплины, начатая в 1939 г. в Московском университете, приобрела в 1960–1970-е гг. общесоюзный размах: этнография в статусе обязательного предмета стала неотъемлемой частью исторического образования в крупнейших вузах Советского Союза. Кафедра получила статус головной в системе профессионального образования, обладала значительным кадровым потенциалом, осуществляла учебную подготовку во все возрастающих масштабах и демонстрировала значительную научно-исследовательскую активность. Составляющими кафедральной зрелости стали отчетливая цеховая идентичность, фундаментальность исследовательских подходов, основательность учебной подготовки, здоровый консерватизм и одновременно открытость к вызовам времени, устойчивая трансляция традиции и господствующий на кафедре научный этос с его гуманистическими и жизнеутверждающими презумпциями.