Церковь на краю России: Историко-этнографические аспекты ситуации строительства

10.33876/2311-0546/2024-4/173-189

Авторы

  • Наталия Мазалова Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН https://orcid.org/0000-0001-7586-4506

Ключевые слова:

православная церковь, строительство храма, личность в истории, церковь по обету, мотивы о чудесах, идентичность, мифология

Аннотация

Статья посвящена этнографическим аспектам проблем строительства современной православной церкви, деяниям и личности ее заказчика и создателя. Новизна исследования заключается в том, что впервые с позиций историко-антропологического метода православный храм рассматривается как социальный и культурный объект, а действия ее создателя — как ответ на социальные и культурные требования и запросы современной эпохи. Изучено значение Церкви Покрова Св. Богородицы в пос. Кондратьево Выборгского района Ленинградской области как символа этнокультурной локальной идентичности. Возведение обетной православной церкви — уникальное явление в современном строительстве. Нарративы о строительстве Покровской церкви, в том числе, мотивы о чудесах, сформированные в деревенском церковном приходе, со временем становятся культурным текстом всей общерусской традиции. Проанализированы особенности личности заказчика и создателя Покровской церкви, его религиозности. Личность создателя церкви исследуется в рамках проблемы «личность и история», «личность и индивидуальность в культуре». Сделан вывод о том, что процесс возведения Покровского храма сравним с духовным совершенствованием его создателя; его нравственный рост сопоставим со строительством церкви, а само ее строительство воспринимается как некий духовный процесс. Покровская церковь — церковь на краю России — в наши дни выполняет не только канонические функции, но охранительные, защитные, определяемые ее местонахождением на границе. Ее значимость как символа этнокультурной идентичности в новых исторических условиях возрастает.

Биография автора

  • Наталия Мазалова, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

    Мазалова Наталия Евгеньевнад. и. н., старший научный сотрудник Центра европейских исследований, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 3). Эл. почта: mazalova.nataliya@mail.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7586-4506

    Ссылка при цитировании: Мазалова Н. Е. Церковь на краю России: Историко-этнографические аспекты ситуации строительства // Вестник антропологии. 2024. № 4. С. 173–189.

    Источники и научная литература
    1. ПМА — Полевые материалы авторы, собранные в пос. Кондратьево Выборгского района Ленинградской области, а также в г. Выборге в 2020–2023 гг.
    2. Никитин 2018 — Никитин В. В. Карельский перешеек — земля неизведанная. Часть 11. Северо-западный сектор: Сяккиярви [Кондратьево]. СПб.: 2018. 376 с.
    3. Антонова М. В. Сказания об основания монастырей в региональной устной и письменной традиции: система мотивов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 6 (69). С. 89–91.
    4. Баталов А. Л. Обетное строительство в Москве «на рву» и в Пскове «на гребле»: закономерности сакральной топографии средневекового города // Искусствознание. 2013. № 1–2. С. 10–37.
    5. Беломоева О. Г., Климкина Т. В. Особенности развития отечественной культовой архитектуры на рубеже XX–XXI вв. (на примере России и Мордовии) // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10. № 2. С. 98–108. https://doi.org/10.15507/2076-2577.010.2018.02.098-108
    6. Берштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Учение и опыт Церкви в народном христиан. СПб: Петербургское востоковедение, 2000. 394 с.
    7. Большакова Н. В. Граница как примета пространства в диалектном дискурсе // Вестник Псковского государственного университета. 2014. Вып. 5. С. 188–194.
    8. Виноградова Л. Н. Граница как особая пространственная категория в народной культуре // Культура и пространство. Славянский мир. М.: Наука, 2004. С. 29–28.
    9. Галкова И. Г. Церкви и всадники. Романские храмы Пуату и их заказчики. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 400 с.
    10. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 911 с.
    11. Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество / ред. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1990. С. 97–131.
    12. Добровольская В. Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Русский фольклор: Материалы и исследования. / Отв. ред. А. Н. Розов. Т. 30. СПб.: Наука, 1999. С. 500–512.
    13. Дранникова Н. В. Культурная память жителей Архангельска о разрушении и осквернении культовых сооружений в советский период // Ученые записки Петрозаводского университета. 2020. Т. 42. № 6. С. 100–109. https://doi.org/10.15393/uchz.art.2020.522
    14. Игумен Александр (А. Н. Федоров). Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. М.: Сатисъ, 2007. 230 с.
    15. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е гг. // Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании / Под ред. Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана. СПб.; М.: Летний сад, 2000. С. 7–48.
    16. Кеслер М. Ю. Православная храмовая архитектура. М.: Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «Арххрам», 2003. Т. 3. 257 с.
    17. Лихачев Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования / Отв. ред. Э. С. Смирнова. М.: Наука, 1985. С. 17–23.
    18. Мазалова Н. Е. Выборжане: историческая память и идентичность //Историческая память и российская идентичность. М.: Изд-во РАН, 2018. С. 397–407.
    19. Окунев И. Ю. Роль интерпретации пространства в формировании идентичности (на примере российско-европейского пограничья) // Критическая геополитика: Сб. ст. Вып. 1. / Отв. редакторы: И. Ю. Окунев, С. О. Савин. Ногинск: Аналитика РОДИС, 2014. С. 72–74.
    20. Петрухин В. Я. Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры / В. Я. Петрухин. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 2000. C. 13–413.
    21. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 368 с.
    22. Рябова Л. К. К методологии исследования восприятия городского пространства (случай Выборга) // Новейшая история России. 2015. № 1. С. 110–121.
    23. Соловьев А. К., Соловьев К. А. Современная культовая архитектура и актуальные проблемы церковного искусства // Архитектура и современные информационные технологии. 2017. № 1 (38). С. 225–242.
    24. Тишков В. А., Пивнева Е. А. (отв. ред.) Историческая память и российская идентичность. М.: Изд-во РАН, 2018. 508 с.
    25. Толстой Н. И. Язычество древних славян // Очерки истории культуры славян: [С древнейших времен до XIII в. / В. В. Седов, А. Ф. Журавлев, Н. И. Толстой и др.; Редкол.: В. К. Волков и др.]. М.: Индрик, 1996. С. 145–160.
    26. Украинцева А. В. Современная православная церковная архитектура России: проблемы научных исследований // Урбанистика. 2021. № 2. С. 44–58. https://doi.org/10.7256/2310- 8673.2021.2.31821
    27. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 526 с.
    28. Lahteenmaki M. The Making of a Barrier between Two Worlds: Finnicization of Finnish-Russian Border in the 1910s-20s. // Eurasia Border Review. 2012. Vol. 3. № 1. P. 33–50. http://srch.slav. hokudai.ac.jp/publictn/eurasia_border_review/ebr3/maria.pdf
    29. Paasi A. Territories, Boundaries, and Consciousness: The Changing Geographies of the Finnish- Russian Boundary. New York: Wiley, 1996. 353 p.

Опубликован

22.12.2024

Выпуск

Раздел

Религия и идентичность