Наставник и наставничество: Смыслы и интерпретации (на примере городских жителей Кольского Заполярья)

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/288-300

Авторы

  • Ирина Разумова Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» https://orcid.org/0000-0002-5960-9772
  • Ольга Змеева Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН» https://orcid.org/0000-0002-3909-1582

Ключевые слова:

наставничество, антропология, интерпретация, смыслы, идеология, культурный код

Аннотация

Наставничество, как и другие формы культурной преемственности, связано с национальными традициями и социально-культурной стратификацией общества. Существует проблема идентификации наставничества и как феномена национальной культуры, и как способа передачи знаний и опыта в конкретных случаях. Наставничество осмысливается в рамках определенной идеологии и национально-культурного кода. Его смыслы осложняются множеством ассоциаций: от культурно-исторических до индивидуально-биографических. Соответственно варьируют требования, предъявляемые к наставнику обществом и «наставляемыми». В самом общем смысле «наставничество» — не вид деятельности, а культурная миссия. Среди форм наставничества могут быть выделены прямые, опосредованные и метафизические. Проведенное в 2023 г. полевое исследование выявило варианты интерпретации наставничества и роль, которую люди отводят наставникам в своей жизни. Оно показало, что «наставничество» как культурный концепт и не имеющая четких границ совокупность социальных практик не только определяет векторы, формы и качество общекультурной и профессиональной преемственности, но, прежде всего, создает особую динамичную сеть взаимоотношений человека со «значимыми другими». Они могут быть постоянными проводниками на жизненном пути или временными помощниками на этапах самоопределения и вхождения в профессию, а также в отдельных сложных ситуациях. В зависимости от смысловых различий формируются виды наставнических отношений и типы наставников. Наставничество — это совокупность социально-культурных ролей, исполняемых по отношению к человеку и им самим на разных этапах жизни.

Биографии авторов

  • Ирина Разумова, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

    Разумова Ирина Алексеевна — д. и. н., главный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: irinarazumova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5960-9772

  • Ольга Змеева, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал ФГБУН Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр РАН»

    Змеева Ольга Васильевна — к. и. н., старший научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона — Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦ РАН) (Российская Федерация, 184209 Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. Почта: zmeyeva@rambler.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3909-1582

    Ссылка при цитировании: Разумова И. А., Змеева О. В. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (на примере городских жителей Кольского Заполярья) // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 288—300.

    Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ-2024-0002, «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России».

    Научная литература
    1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. (ред.). Учитель и ученик: становление интерсубъективных отношений в истории педагогики Востока и Запада (цивилизации древности и Средневековья). М.: Издательский Центр ИЭТ, 2013. 707 с.
    2. Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5. С. 109–115.
    3. Змеева О. В. (ред.). Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: взгляд историков и антропологов. М.: Наука, 2022. 366 с.
    4. Ильинская Т. Б. Незаметный язык (культурологическое осмысление современного научного стиля) // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 233–238. https://doi.org/10.20323/1813-145Х-2020-1-112-231-236
    5. Красило Д. А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. Т. 11. № 1. С. 50–62.
    6. Лапко О. Ю. Художественное воплощение наставничества в русской прозе 1920-1930-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2009. 18 с.
    7. Литвинская И. Верните наставника // Директор школы. № 10. 31 декабря 2016. С. 34–40.
    8. Морозов В. В. Национальный фактор в воспитательной педагогике: прагматическая истина Антона Макаренко // Воспитательная работа в школе. 2023. Вып. 2. С. 29–33.
    9. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. (авт.-сост.). Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы. Казань: Институт развития образования Республики Татарстан, 2020. 51 с.
    10. Пация Е. Я., Разумова И. А. Genius loci (А. Е. Ферсман) // Северяне: Проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского полуострова. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С. 60–69.
    11. Скуднова Т. Д. Институт наставничества как социальный феномен // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. с. 258–263. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-258-263

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Антропологические аспекты наставничества