Наставничество в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики
DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/232-246
Ключевые слова:
наставничество, народные мастера, Север России, культурная преемственность, социализация, этнокультурное образованиеАннотация
В статье представлен аналитический обзор спектра проблем, обсуждавшихся на секции «Институт наставничества в культурах Севера России: научные рефлексии и общественные практики» в рамках XV Конгресса антропологов и этнологов России (г. Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.). Докладчики продемонстрировали многообразие проявлений наставничества и востребованность данного института в современных условиях. Участники дискуссии отметили, что в наши дни выступающие в роли наставников «носители нормативной информации» призваны не только сохранять народные знания и умения как историческую ценность, но и приобщать к ним на практике своих учеников. Основное содержание статьи, предваряющей тематическую рубрику о наставничестве, посвящено общим определениям и подходам к изучаемому феномену. Показано, что наставничество относится к «культурным универсалиям», являясь механизмом социальной преемственности во все эпохи и у разных народов. Авторы делают вывод, что при очевидном интересе со стороны исследователей, институт наставничества изучен неравномерно. Это следствие его многофункциональности и разнообразия конкретно-исторических форм.