Особенности школьного образования у цыган России

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/206-219

Авторы

  • Надежда Деметер Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

цыгане, цыганский язык, образование, самоидентификация, взаимодействие культур и языков, языковая ситуация

Аннотация

Среди многочисленных проблем цыганского народа (сложные взаимоотношения с властями, полицией, массовые выселения с насиженных мест, дефицит в поселках, где компактно живут цыгане, света, газа, воды, школ и транспорта, сохранение многочисленных негативных стереотипов и резко отрицательное освещение проблем цыган в прессе) самой серьёзной до сегодняшнего дня представляется низкий уровень образования основной массы цыган. На наш взгляд, этому способствовали такие факторы, как отсутствие собственной территории и государственности, их небольшая, по официальным данным, численность, а также опасения самих цыган — останутся ли они цыганами, получив образование? Чаще всего мы слышим, что виноваты сами цыгане, так как самоизолируются от окружающих, не хотят жить по законам страны, не работают, не платят налоги и т. п. Но на самом деле не все так просто.  В последние годы проблема стала, наконец, звучать все громче и отчетливее. Становится ясно, что решение задач образования означает решение всех остальных насущных проблем цыган. Тема, которую мы затронули в статье, очень важна для будущего цыган, поэтому считаем необходимым всестороннее рассмотрение ситуации.

Биография автора

  • Надежда Деметер, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Деметер Надежда Георгиевна — д. и. н., ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32А). Эл. почта: demetera@mail.ru

    Ссылка при цитировании: Деметер Н. Г. Особенности школьного образования у цыган России // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 206—219.

    Статья выполнена в рамках темы НИР: "Общегражданские и этнокультурные ценности в образовании российской молодежи: поиск баланса" (по Программе научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление российской идентичности, 2023–2025 гг.).

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Ценностные ориентации молодежи в ракурсе образования и воспитания