Осетинский нартский эпос: взгляд сквозь призму этнопедагогики

DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/220-231

Авторы

  • Зарифа Цаллагова Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

Ключевые слова:

этнокультурное образование, осетинский нартский эпос, этнопедагогика, образование, фольклор, традиции народного воспитания

Аннотация

На протяжении многих веков осетинские эпические сказания о нартах были своеобразным институтом воспитания подрастающих поколений: с самого раннего возраста в сердце и ум ребенка проникали дух, идеалы, стремления народа, творчески отраженные в эпосе. В наше время ценность использования нартского эпоса в качестве содержательной основы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса учебных заведений региона особенно велика, так как в условиях глобализации и нивелировки культурного разнообразия служит одним из рычагов противостояния тотальной вестернизации жизни и образования. В таких условиях эпический материал, художественно притягательный и понятный для учащихся, позволяет пробудить интерес к этническим корням, мифологическим образам, этическим нормам и символам. Доля национально-регионального компонента в общем объеме содержания образования хотя и невелика, но вполне позволяет заложить добрую основу в душу и поведенческий стереотип ребенка, а обращение к нартскому эпосу, мощному пласту осетинского этнокультурного наследия, будит историческую память и формирует духовно-нравственный стержень.

Биография автора

  • Зарифа Цаллагова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН

    Цаллагова Зарифа Борисовна — д. педагог. н., профессор, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Российская Федерация, 119334 Москва, Ленинский пр-т, 32А). Эл. почта: sozieva@mail.ru tsallag@iea.ras.ru

    Ссылка при цитировании: Цаллагова З. Б. Осетинский нартский эпос: взгляд сквозь призму этнопедагогики // Вестник антропологии. 2024. № 3. С. 220—231.

    Статья выполнена в рамках тем НИР: "Общегражданские и этнокультурные ценности в образовании российской молодежи: поиск баланса" (в рамках Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление российской идентичности, 2023–2025 гг.).

Опубликован

25.09.2024

Выпуск

Раздел

Ценностные ориентации молодежи в ракурсе образования и воспитания